Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Эти
особенности всецело сказываются и в фантазиях Франческо да Милано с их
имитационными началами, пассажами, тематически выведенными из первых фраз,
нередко аккордовыми кодами и легкими мелодическими украшениями в виде группетто
в каденциях. Сам по себе тематизм этих фантазий еще не ярок, он дает всего лишь
импульс дальнейшему развертыванию формы. Ее главный интерес для
композитора-исполнителя (и, надо полагать, для слушателей) заключался в
свободе широкого инструментального изложения: в пассажах — от вокальной традиции,
в полнозвучных аккордах — от условностей строгого голосоведения. Так, например,
в одной из крупных фантазий Франческо да Милано (150 тактов) почти все движение
музыки пронизано восходящими гаммами, которые звучат в двух голосах попеременно,
порою вместе, что создает (на щипковом инструменте) впечатление легко звенящих
мелодических линий — чисто инструментальный эффект большой прелести, при всей
его простоте (пример 111).
В фантазиях и ричеркарах нередка также собственно импровизационная фактура,
с украшениями (диминуциями и «обвиваниями» основных звуков), с динамическими
нарастаниями от начала к концу композиции.
288
Для
переложений-обработок композитор-лютнист охотно избирает французские chansons (реже итальянские мадригалы), духовные произведения
Жоскена Депре, Л. Компера. Интерес его привлекают нашумевшие тогда «Битва» и
«Пенье птиц» Жанекена, несмотря на большой объем и сложности письма. Впрочем,
здесь он не одинок: еще долго появлялись инструментальные обработки этих chansons. Обращался Франческо да Милано также к песням Ж.
Мутона, Н. Гомберта, К. Сермизи, П. Сертона, Ж. Ришафора, А. де Февана,
Аркадельта, несомненно опираясь в отборе на самые популярные в его время
образцы.
К
концу XVI века и далее общий стиль лютневой музыки заметно
изменяется. В Италии, например, он становится по-своему виртуозным, концертным.
Танцы и песни со временем получают более сложную, порой пышную обработку, хотя
не утрачивают связи с бытовыми источниками. Лютня в руках композиторов словно
стремится исчерпать свои возможности. Среди концертных пьес Дж. А. Терци (1593)
встречаются и виртуозно изложенные пассамеццо, и целые танцевальные циклы, как
«Ballo
Tedesco et Francese». Получает большое
распространение в обществе пение под лютню, причем музыка не заимствуется из
вокальных произведений, а полностью сочиняется композитором-лютнистом. Винченцо
Галилей, отец великого астронома, привлек в 1570—1580-е годы внимание
современников своими драматическими песнями под лютню и сыграл в конечном счете
немаловажную роль в подготовке монодии с сопровождением, на основе которой
возникли первые оперы в Италии.
Предыдущая Следующая