Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Блестящий
расцвет переживала музыка для виуэлы в Испании XVI века. Между 1535 и 1576 годами там были изданы
авторские сборники композиторов-виуэлистов Луиса Милана («Маэстро», Валенсия,
1535—1536), Луиса де Нарваэс (Вальядолид, 1538), Алонсо Мударры (Севилья,
1546), Энрикеса де Вальдеррабано (Вальядолид, 1547), Диего Писадора (Саламанка,
1552), Мигуэля де Фуэнльяна («Orphenica lyra»,
Севилья, 1554), Эстебана Даса (Вальядолид, 1576) и некоторых других мастеров.
Одни из них целиком сосредоточились на создании оригинальных произведений, как
,Луис Милан; другие предпочитали выступать также с многочисленными обработками
излюбленных образцов светской и духовной музыки, как Мигуэль де Фуэнльяна. Но
повсюду их музыка была остро интересна своей почвенной ' оригинальностью, своим
национальным характером, своими строгими и словно потаенными во внешней
простоте отличиями от среднеевропейской традиции.
Луис
Милан, открывающий своим «Маэстро» этот славный ряд композиторов-виртуозов,
происходил из Валенсии, был, по-видимому, самоучкой, обладал блестящими
способностями (поэт, писатель, разносторонний музыкант), работал при дворе
Фердинанда Арагонского, сопровождал его в поездках по Португалии и Италии. В
сборнике Милана содержится, кроме многочисленных музыкальных произведений,
теоретический раздел, посвященный
289
методическим
вопросам исполнения на виуэле. Из семидесяти с лишком пьес — пятьдесят чисто
инструментальных (фантазии, тьентос, паваны). Главное место среди вокальных
сочинений занимают вильянсикос на испанском и нa португальском языках; меньше в сборнике итальянских сонетов и всего
четыре испанских романса. Фантазии Милана строже и интонационно оригинальнее
фантазий Франческо да Милано. Испанский мастер свободно владеет имитационной
техникой и столь же свободно переходит от нее к иному складу, к аккордике или
совсем избегает имитаций. Строгость же в развертывании его композиции связана с
весомостью тематизма, значительностью интонационных зерен, пронизывающих
музыкальную ткань вне всяких общих форм движения и виртуозности. Все
прозрачно, все линии как будто просты, лишены особых украшений, но есть нечто
говорящее в мелодике то одного, то другого голоса (пример 112).
Предыдущая Следующая