Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Примечательно,
что и декоративное оформление праздничного спектакля 1589 года, по всей
вероятности, носило тот же характер, что и в ранних оперных постановках, о
декорациях к которым документальных сведений нет. Исследователи, однако,
полагают, что спектакль одной из первых опер «Эвридика» в палаццо Питти в 1600
году был оформлен тем же Бернардо Буонталенти, который (вместе с Агостино
Караччи) создавал декорации к интермедиям 1589 года. Эти декорации можно в
известной степени представить себе благодаря сохранившимся наброскам художников
или отдельным гравюрам. Вне сомнений, декорации к интермедиям создавали
пышный, монументальный, «апофеозный» облик каждой из них. В «Гармонии сфер» они
напоминали обширные плафоны с клубящимися облаками и группировкой многих фигур
в разных планах. Инфернальная сцена в «Демонах» была полна экспрессии и
фантастичных гротесковых деталей. Все это, разумеется, оказывалось условным,
символичным, импозантным и столь же далеким от жизненной достоверности, что и
содержание интермедий в целом.
Годом
позднее во Флоренции были исполнены пасторальные драмы Лауры Гвидиччони «Сатир»
и «Отчаяние Филена» с музыкой Эмилио Кавальери. И они стояли для композитора
на подступах к опере: в 1600 году Кавальери создал духовную оперу
«Представление о душе и теле», которая обычно рассматривается и как первый,
ранний образец оратории в Италии.
Сама
же по себе идея «драмы на музыке» как нового, в своем роде программного
искусства, как «нового стиля» в музыкальном творчестве родилась во
флорентийской художественной среде, непосредственно близкой создателям и
инициаторам праздничных интермедий 1589 года. То был кружок просвященных
любителей музыки, профессиональных музыкантов, поэтов, ученых гуманистов,
собиравшийся во Флоренции с 1580-х годов в доме графа Джованни Барди, а затем,
с отъездом мецената, в доме другого просвещенного дилетанта Якопо Кореи: отсюда
обозначение
322
«флорентийская
камерата Барди — Кореи». Помимо самих меценатов, вдохновленных мыслями о
возрождении античной трагедии и пробовавших свои силы в поэзии и музыке, в
камерату входили певцы и композиторы Якопо Пери (1561 —1633), Джулио Каччини
(1550—1618), теоретик и композитор Винченцо Галилей (1520— 1591), поэт Оттавио
Ринуччини (1563—1621), ученый филолог, знаток античности Джироламо Меи, автор
«Рассуждения об античной и новой музыке» (1602), и другие знатоки и любители
искусства. Об атмосфере их содружества, в котором ведущая роль отводилась
отнюдь не музыкантам, рассказывает Каччини в предисловии к сборнику своих
вокальных произведений «Новая музыка» (1602):
Предыдущая Следующая