Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
«В
то время, когда во Флоренции процветал высокоблагородный кружок, собиравшийся
в доме светлейшего синьора Джованни Барди, графа Вернио, кружок, в котором
собирались не только множество дворян, но также и лучшие музыканты,
изобретатели, поэты и философы этого города, я также там бывал и могу сказать,
что большему научился из их ученых собеседований, чем за тридцатилетнюю свою
работу над контрапунктом. Эти ученейшие дворяне самыми блестящими доводами
часто убеждали меня не увлекаться такого рода музыкой, которая не дает расслышать
слов, уничтожает мысль и портит стих, то растягивая, то сокращая слоги, чтобы
приспособиться к контрапункту, который разбивает на части поэзию. Они
предлагали мне воспринять манеру, восхваленную Платоном и другими философами,
которые утверждают, что музыка не что иное, как слово, затем ритм и, наконец,
уже звук, а вовсе не наоборот. Они советовали стремиться к тому, чтобы музыка
проникала в сердца слушателей и производила там те поразительные эффекты,
которыми восторгаются [древние] писатели и на которые не способна наша
современная музыка с помощью своего контрапункта...» 2 (Далее
Каччини сообщает, что этим советам он и последовал, создавая свою «Новую
музыку».)
Итак,
хотя в принципе спектакли с музыкой были известны уже давно (как мистерии или
народные представления), а современные их формы привлекали к себе Общее
внимание, — участники камераты мыслили свой идеал в ином, в греческой трагедии,
как они ее себе представляли по словам античных писателей, не зная, однако, какова
именно была музыка в произведениях Эсхила, Софокла или Еврипида. Античная
нотация в те годы еще не была расшифрована. Музыка Андреа Габриели к «Эдипу»
Софокла создавалась как бы ощупью, на основе современных композитору
музыкальных форм. В камерате Барди — Кореи полагали, что идеал античной
трагедии, с ее высоким синтезом искусств, непременно обусловливает ведущую
роль поэта в музыкально-драматическом жанре. Поэтому Оттавио Ринуччини или даже
поэт-дилетант граф
2 Из предисловия к «Новой музыке». — Цит. по кн.:
Музыкальная эстетика западной Европы XVII—XVIII веков. М., 1977, с. 70.
Предыдущая Следующая