Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
323
Барди,
когда на их тексты писалась музыка, рассматривались как главные силы в создании
нового рода искусства.
В
эстетическую программу флорентийцев входили и определенные требования к музыке
в новом синтезе искусств. Как «новый стиль» они провозглашали монодию с
сопровождением, которую решительно противопоставляли хоровой полифонии строгого
письма, то есть господствующему стилю XVI века: мелодия, по их мысли, должна была идти за
поэтической речью, за строкой стиха, а сопровождение могло только поддерживать
ее гармонически, ограничиваясь указаниями цифровки (цифрованный бас). Это была
своего рода эстетическая реакция на длительное всевластие вокальной полифонии,
борьба против нее, связанная с выдвижением гомофонно-гармонического начала на
первый план. Однако то, что воспринималось в свое время как переворот,
оказалось, как мы знаем, исторически многосторонне подготовленным. На примерах
самого различного рода — от итальянских фроттол и мадригалов до духовных
произведений Палестрины, от французских песен типа Лежена до протестантского
хорала, от пьес испанских лютнистов до пышной многохорности венецианцев — мы
убедились в том, что в самом многоголосии XVI века неуклонно утверждаются гармонические
закономерности, крепнет значение «вертикали». Крупнейшие итальянские теоретики
приходят в итоге эпохи Возрождения к осознанию роли гармонии, аккорда в
многоголосном сочинении — вместе с осознанием полярности двух ладов — мажора и
минора. Флорентийцы из камераты Барди как бы подхватили эту всеобщую тенденцию
времени, выявили ее с предельной ясностью, в крайней форме. Притом они как раз
не руководствовались чисто музыкальными, музыкально-профессиональными
побуждениями — ими руководила в первую очередь эстетическая программа. В
противовес обобщенной сдержанной, лишенной экспрессивных акцентов и личностного
отпечатка выразительности строго полифонической музыки с ее специфической
образностью флорентийцы стремились углубить и обострить выразительную силу
музыкального искусства в его неразрывной связи с поэтическим словом. Образцы
им давала не духовная образность, не церковная эстетика, а античная эстетическая
мысль и древнегреческая трагедия.
Предыдущая Следующая