Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Прежде
чем были созданы первые «драмы на музыке», идея музыкально-поэтического синтеза
получила частичное воплощение у Винченцо Галилея в его теоретическом трактате
«Диалог о старинной и современной музыке» (1581) и в опытах сочинения
драматизированных песен под лютню (или в сопровождении других инструментов).
Отец великого итальянского ученого Галилео Галилея, Винченцо Галилей был
личностью весьма незаурядной. Ученик Царлино, он стал превосходным лютнистом и
певцом под лютню, многосторонне образованным гуманистом, знатоком трудов
Аристотеля, Платона, Аристоксена, Плутарха, отличным литератором-полемистом,
живым, восприимчивым человеком с огромным жизненным опытом. Ему принадлежит
324
заслуга
нахождения гимнов Мезомеда с музыкой. В названном трактате Галилей полностью
опирается на античных авторов, на их понимание синтеза музыки и поэзии.
Древнегреческая мелопея воплощает в его глазах «мудрую простоту естественного
пения», давно утраченную в «варварские» времена полифонии. Средние века были,
по его мнению, «тяжелой летаргией невежества», когда музыка пребывала в
«царстве мрака». Вслед за античными авторами Галилей мечтает о новом,
могущественном воздействии музыки на душу человека. Вместе с тем он требует от
поэта и музыканта наблюдений над характерностью речи в различных кругах и в
разных условиях: у ярмарочных актеров, когда они изображают дворян — или слуг,
государя — или вассала, разгневанного человека — или влюбленного, робкого —
или веселого.
Стремясь
воплотить новые идеи в музыке со словом, Галилей сочинял и сам исполнял
драматизированные песни (в сопровождении ансамбля виол) на поэтические тексты
высокого драматического напряжения: «Жалоба Уголино» (из «Божественной
комедии» Данте), «Плач Иеремии» (по Библии). Это было своего рода предвестие
оперных монологов — пока еще вне сценического жанра.
Наконец,
в 1594 году возникла первая «favola in musica»
(«сказка на музыке») «Дафна» (поставлена несколько позднее). Творческая история
ее не вполне ясна, а само произведение не сохранилось. Текст написан Ринуччини,
музыку, по-видимому, пытался писать Кореи (остались отрывки), а затем написал
Пери, возможно совместно с Каччини (?). В тех условиях никто не считал поэта
Ринуччини либреттистом, который готовит свою работу для композитора. Поэт
почитался создателем произведения, а композитор подчинялся ему. Кстати, и
музыканты, входившие во флорентийскую камерату, не были только и единственно
композиторами в профессиональной традиции XVI века: Пери был более известен как прекрасный певец,
служил «главным директором музыки и музыкантов» при дворе Медичи; Каччини, тоже
близкий к флорентийскому двору, был и певцом, и исполнителем на лютне и теорбе,
и педагогом. Оба они, сочиняя музыку в новом стиле согласно идеям камераты,
несомненно опирались каждый по-своему на опыт певца. Вместе с тем они
сознавали, что в принципе решают новые творческие задачи, как свидетельствуют
их авторские предисловия к собственным сочинениям.
Предыдущая Следующая