Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Создание
«Дафны», видимо, окрылило участников кружка, и вскоре они приступили к работе
над новым музыкально-драматическим произведением —«Эвридикой». Текст вновь
писал Ринуччини, а музыка возникла в двух вариантах — Пери (1600) и Каччини
(1601, поставлена годом позднее). Понятно, что миф об Орфее привлек особое
внимание флорентийских реформаторов: в образе легендарного певца прославлялась
сама покоряющая сила музыки! Однако в своем увлечении эстетическими принципами
древнегреческой трагедии флорентийцы на деле отнюдь не приблизи-
325
лись
к образцам Эсхила, Софокла или Еврипида. Что касается . Ринуччини, то этому
придворному поэту, изящному, несколько манерному, скорее лиричному, чем
драматичному, воспитанному на образцах Тассо, дух античной трагедии вообще не
давался. В своей «Эвридике», при некоторых чисто внешних признаках сходства с
трагедией, он создал текст типичной пасторальной драмы. Во многом он сблизился
даже с Полициано («Сказание об Орфее»), вплоть до частностей в стихотворных
монологах, хотя общий характер произведения у Ринуччини был менее наивным и
более утонченным. В подражание древним спектакль должен был открываться прологом
Трагедии. Вопреки мифу пьеса заканчивалась счастливой развязкой: Эвридику
возвращали Орфею. В этом, вероятно, сказались условия исполнения и требования
придворной эстетики: спектакль готовился к празднованию свадьбы Марии Медичи с
Генрихом IV, а в таких случаях трагическая
развязка была недопустима. Внешние черты античной трагедии сказались в том, что
хоры имели своих корифеев, что о несчастье с Эвридикой повествовала вестница, а
об Орфее и явлении ему Венеры рассказывал его друг Арчетро. Пьеса делилась на
три большие части (действия как таковые не были обозначены), с двумя сменами
декораций: сцены на лугу (как бы фон пасторали) — сцены в Аиде — снова на
лугу.
Пери
со своей стороны, Каччини — со своей несколько по-разному подошли к решению
творческих задач композитора в «Эвридике» как «драме на музыке».
«Эвридика»
Пери, предшествовавшая одноименному произведению Каччини, в принципе выдержана
в новом стиле, как его мыслили участники камераты. В центре внимания
композитора — вокальные партии, мелодия, связанная с поэтическим словом, сопровождение
же сведено к цифрованному басу. Инструментальный ансамбль невелик, близок
бытовым ансамблям и представ ляется скорее камерным: чембало, лира, лютня,
басовая лютня, басовая гитара (китарроне). Выписаны — в подражание античным
инструментам — лишь соло трех флейт. Остальные инструментальные партии
исполнялись соответственно цифрованному басу (basso continuo), то есть композитор определил их гармонический
смысл, но не фактуру, не голосоведение. На спектакле инструменты были скрыты от
глаз публики. Известно, что за клавесином находился Якопо Кореи. Следовательно,
он, играя, как бы расшифровывал цифрованный бас и за ним шли остальные
участники ансамбля.
Предыдущая Следующая