Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
На
спектакле «Эвридики», который состоялся в палаццо Питти, сам Пери с большим
успехом исполнял партию Орфея. Вероятно, и создавая ее, он точно выверил и
прочувствовал мелодию как певец. Впрочем, нельзя думать, что весь вокальный
склад и все понимание вокальных форм единообразно в «Эвридике» Пери. Наряду со
сдержанной напевной декламацией поэтических строф в опере есть и более
свободные монологи с драматически обостренной гармонией, и эпизоды песенного
характера, близ-
326
кие
канцонам, и хоры в несложном мадригальном складе.
Пролог
«Эвридики», звучащий от лица Трагедии, является хорошим примером напевной
декламации нового стиля — выразительной, несколько торжественной, спокойной.
Это отнюдь не речитатив, но и не песенная мелодия. Это плавная, именно напевная
речитация, размеренная, простая, строгая, подчеркивающая мелодическими
оборотами окончания поэтических строк, (пример 117). Примечательно, что эти концовки
отнюдь не надуманы, не «изобретены»: они восходят к мелодиям итальянского Ars nova и находят
свое продолжение в дальнейшей истории оперы.
Опера
открывается радостными пасторальными сценами. Пастухи и нимфы собрались на
празднование свадьбы Орфея и Эвридики. Торжественные хоры чередуются с
выступлениями корифеев. Это уже не вокальная декламация. По смыслу действия это
именно пение: хоры просто напоминают канцоны или мадригалы, а партии корифеев
украшены даже легкими пассажами. Появляются Эвридика, затем Орфей, Друг Орфея
приветствует счастливого влюбленного певца: здесь звучит ритурнель для трех
флейт.
Не
сразу вступает в силу драма. Радостный тон праздника внезапно омрачается, когда
подруга Эвридики Дафна сообщает о свершившемся несчастье: Эвридика умерла во
время праздничного веселья — ее, плясавшую с подругами, ужалила змея. Наступает
трагический перелом. В горестном монологе вестницы и жалобах Орфея шире и
ритмически взволнованнее становится декламационная мелодия с ее скорбными
возгласами, интонационными обострениями (хроматизмы, уменьшенная терция) и
тонкой «выписанностью» поэтической строки. Отличие от строф Трагедии выступает
здесь отчетливо: там была спокойная и веская торжественность, размеренность
декламации, здесь нервность и чуткость интонаций тревоги, жалобы, печали.
Однако характер выразительности и в драматичных монологах остается весьма
камерным, дробным: тонко выделены интонационные детали, а целое несколько
однотонно, отсутствует единая линия к кульминации. Экспрессия только намечена,
но образных обобщений еще нет, как нет и крупного плана. Стремление следовать
за поэтическим текстом, за его строкой еще не соединяется у композитора с
заботой о музыкальном целом, о композиции монолога, о выделении его образности
в общем музыкальном контексте.
Предыдущая Следующая