Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Большой
монолог Орфея в Аиде по смыслу является эмоциональной кульминацией оперы (пример
118). Согласно
идеям камераты он тоже построен свободно. Речитативно-декламационные фразы
перемежаются в нем с возгласами патетически-вокального склада («Увы мне!»,
«Несчастный!» и т. п.), общий тон более драматичен, и композиция все же более
цельна (характерны возвращения выразительной фразы-возгласа «Сжальтесь надо
мной, тени преисподней!»). Но и здесь сильнее всего — интонационные детали.
Вообще драматические точки в опере Пери подчеркнуты многими частностями:
гармоническими обострениями, словно легкими «уколами», передающими скорбную
интонацию,
327
ламентозными
возгласами патетического характера, порою хроматизацией мелодии, в этих случаях
более гибкой и утонченной, нежели в других местах партитуры, нервным ритмом,
частыми паузами на сильных долях.
В
противоположность этому типу изложения канцона счастливого Орфея (когда он
вместе с вновь обретенной Эвридикой возвращается на землю) задумана именно как
песня, с которой он обращается к сочувствующей природе. Песня эта проста и
благородна, цельна по структуре и состоит из двух строф с припевом, причем
вторая из них несколько варьирует первую. По стилю канцона близка современным
ей камерным вокальным произведениям нового склада, например из «Новой музыки»
Каччини.
Заканчивается
произведение Пери большим хоровым финалом с танцами. Всеобщая радость пастухов
и нимф по случаю спасения Эвридики и торжественное прославление искусства
Орфея, победившего силы Аида, составляют содержание этих заключительных сцен.
В сопоставлении различных хоров и танцев соблюдена строгая общая симметрия,
происходят возвращения определенных эпизодов, и таким образом перекидываются
арки от начала к концу финала. Общий пятиголосный хор (А) сменяется женским
трехголосным (Б), к которому примыкают танцы, затем возвращается пятиголосный
хор (А), снова звучит женский трехголосный (Б), и все заканчивается
пятиголосным (А).
Если
оценивать музыку Пери к «Эвридике» не только в связи с декларациями камераты,
но также в зависимости от общего состояния музыкального искусства Италии, то
отчетливо выступят как достоинства, так и относительные слабости первой из
известных нам опер. Новый тип музыкальной декламации, новый музыкальный склад
в большинстве сольных эпизодов, при обостренном внимании к каждой поэтической
строке, вне сомнений заслуживает признания: в этом отношении композитор
выполнил художественную программу флорентийцев. Но в сравнении с тем, что
оказалось подвластно другим итальянским композиторам на рубеже XVI и XVII веков в
передаче скорбных, горестных, глубоких эмоций, Пери еще не достиг уровня,
например, сильнейших мадригалистов, таких, как Джезуальдо или Монтеверди.
Менее ярки и музыкальные краски «Эвридики», чем это было доступно, к примеру,
авторам венецианской школы в то время. Как уже говорилось, музыке в опере не
хватало цельности форм. На первых порах композитору многим, видимо, пришлось
пожертвовать в поисках желанного решения новых творческих задач «драмы на
музыке».
Предыдущая Следующая