Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Очень
трудно хотя бы в общих чертах мысленно представить спектакль «Эвридики» Пери во
дворце Питти во Флоренции. Он неизбежно должен был стать торжественным и
праздничным, как подобало ему по назначению. Декоративное решение спектакля
тоже никак не могло быть камерным, а носило несомненно пышный, помпезный характер
и по стилю скорее всего было близким к сценическому оформлению интермедий 1589
года (тогда спектакль тоже включался в свадебные торжества). Быть может,
328
декорации
создавал тот же Буонталенти или художник его круга. Судя по более или менее
известным образцам (зарисовки, гравюры) того времени, в «Эвридике», вероятно,
декорация первой и третьей частей контрастировала декорации второй, как
пасторальный пейзаж — картине Аида. По тогдашнему обыкновению боковые кулисы
подчеркивали глубокую центральную перспективу и изображали, например, ряды
деревьев, обрамляющих открытое пространство (лужайки, холмы), нечто вроде
уходящих вглубь аллей. Все располагалось симметрично и должно было иметь свой
центр (возвышенность, грот, статуя, храм?), который как бы стягивал к себе
внутренние линии (тропинки, холмы, ручьи). На этом фоне развертывались
пасторальные сцены. Картина Аида в те времена обычно побуждала
художников-декораторов к «инфернальной» фантастичности, изображению всякого
рода ужасов в грандиозном масштабе. Здесь был уместен и мрачный фантастический
. пейзаж, и трон Плутона в центре... Как могло все это соединяться с камерным
звучанием музыки, с малым ансамблем сопровождения, с тонкой детализацией
мелодии? Космические фантазии декораторов — и тщательное следование за каждой
поэтической строкой? Впрочем, и дальше подобные противоречия «внутри» синтеза
искусств на оперной сцене остаются характерными для XVII века.
«Эвридика»
Каччини отличается от произведения Пери несколько иными особенностями — и
сильные стороны ее тоже иные. В музыке Каччини усилено пасторально-идиллическое
начало оперы и стали мягче по трактовке драматические эпизоды. Каччини прежде
всего расширил роль собственно пения в опере, особенно в радостных, светлых
пасторальных сценах, где сольные вокальные партии становятся у него порой очень
развитыми. Замечательный певец, Каччини, по его собственным словам, стремился к
выразительности вокальных украшений. У него и в самом деле нет какого-либо
виртуозничанья как такового. В целом же он более, чем Пери, почувствовал в
тексте Ринуччини прежде всего пастораль, красивую сказку, идиллию — для чего
было достаточно оснований.
Предыдущая Следующая