Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Вообще
роль образованных, первоклассных певцов в создании первых итальянских опер, в
формировании нового жанра была, по всей вероятности, очень значительна. И Пери,
и Каччини в поисках нового вокального стиля «испытывали» его голосом, проверяли
его на самих себе. Возможно, что при исполнении партии Орфея Пери как певец
более щедро «украшал» ее мелодически, чем это выражено им в партитуре, а
Каччини, напротив, более тщательно выписал на бумаге то, что можно было
предоставить инициативе певца. Известно также, как много значило для успеха
произведений флорентийцев участие выдающейся певицы Виттории Аркилеи,
исполнявшей, в частности, партию Эвридики и прославившейся своим умением и
вкусом в исполнении изысканных импровизационных украшений. Все это позволяет
предполагать, что облик вокальных партий на спектаклях оказывался
329
более
изысканным и богатым, чем можно представить себе по сохранившимся нотным
рукописям.
Каччини
стремился к разработке нового стиля и в камерных вокальных жанрах — мадригалах,
ариях и канцонеттах для одного голоса с сопровождением. Среди поэтов, к которым
он обращался в поисках текстов, сам он выделяет имена Я. Саннадзаро и Г.
Кьябрера. Этим своим опытам композитор тоже придавал в известной мере
программное значение, о чем свидетельствует авторское предисловие к сборнику
«Новая музыка». «Как в мадригалах, так и в ариях я всегда стремился, — пишет
Каччини, — передавать смысл слов, пользуясь звуками, более или менее отвечающими
выраженным в словах чувствам и обладающими особой прелестью. При этом я
старался насколько возможно скрыть искусство контрапункта. Однако для
достижения некоторой нарядности я пользовался несколькими fusa длительностью до одной четверти такта или до половины
самое большее, и это на кратких слогах, которые проходят быстро. Притом это не
пассажи, а своего рода украшения, и они могут быть допущены» 3. Там
же, в предисловии к «Новой музыке», Каччини рассказывает об успехе и
популярности этих своих произведений, удовлетворенно добавляя: «И всякий, кто
хотел сочинять для одного голоса, пользовался этим стилем, в особенности
здесь, во Флоренции...»
Предыдущая Следующая