Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Монодия
с сопровождением, следующая за поэтическим текстом, действительно воплотила в
себе с полной ясностью гармонические тенденции времени (существенные даже в
полифоническом изложении) и тем самым ознаменовала важный перелом в развитии
музыкального мышления. Как бы ни соприкасалась генетически эта монодия с
другими формами гомофонного склада в XVI веке,
она, была н о в а и несла в себе существенные отличия от них. Порой музыковеды
за рубежом сопоставляют монодию флорентийцев с традиционным церковным
псалмодированием. Но и стилистически, и эстетически это разные вещи.
Псалмодирование в григорианском хорале связано с каноническим прозаическим
текстом и носит принципиально внеличностный характер. Индивидуальная, именно
личностная выразительность монодии с сопровождением всецело зависит от светского
поэтического текста. В хоровых произведениях Палестрины, Орландо Лассо (а еще
ранее — Жоскена Депре) временами торжествует аккордовый склад, в котором
полностью ясно значение вертикали. Но при этом все голоса равны по своему
значению и движутся со спокойной равномерностью. Мелодия не выделена из них как
свободно развивающийся голос напевно-декламационного склада и оттесняющий
остальные голоса на второстепенное положение. Даже в мадригалах аккордового
письма верхний голос более связан движением остальных, как бы ни было индивидуализировано
их гармоническое содержание. Мелодия мадрига-
3 Цит. по кн.: Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII веков с.
72.
330
ла,
как и мелодия Палестрины, еще не подчинила себе сопровождение. Что касается
песен XVI века — фроттол, вилланелл, то в них господствует не
декламационная напевность мелодии, а песенно-танцевальная периодичность
движения, с незапамятных времен существующая в бытовой музыке. Итак,
флорентийцы были правы, когда они считали себя создателями «stile nuovo».
Греческую
трагедию участники камераты, конечно, не возродили — и не могли возродить. По
существу трагедийные концепции античности, сочетание высокого этического пафоса
с суровой объективностью, гражданственные мотивы, идея рока, психологические
противоречия, показанные, например, Еврипидом, — все это было не по плечу
флорентийцам на рубеже XVI—XVII веков. Они легче воспринимали античность через
пастораль: страдания любви, пастушеская идиллия, неожиданная разлука, нежная
скорбь, счастливая развязка... Все смягчено, лирически просветлено, даже чуть
рафинировано — в духе времени.
Предыдущая Следующая