Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Сами
по себе эстетические идеи, вдохновлявшие флорентийскую камерату, вне сомнений
связаны с традициями ренессансного гуманизма и его художественной культурой.
Но даже в пору Высокого Возрождения никому не дано было возродить античную
трагедию: искусство не повторяется. В условиях же наступающей новой эпохи,
сложной, противоречивой, во многом кризисной, это тем более оказалось
невыполнимо.
Однако
флорентийцы создали нечто иное: новый жанр современного им искусства со всеми
характерными признаками именно своей эпохи. До них не существовало
музыкально-драматических спектаклей такого рода, каким явилась их «драма на
музыке» И как бы ни эволюционировал в дальнейшем этот жанр, который со временем
получил название оперы, он оказался удивительно жизнеспособным и всецело
перспективным.
От
начала к концу XVII века, от «Эвридики» Пери до
многочисленных опер Алессандро Скарлатти итальянское оперное искусство прошло
очень большой путь. Представление флорентийской камераты о новом
музыкально-театральном жанре — и понимание его итальянскими мастерами на
исходе столетия разительно не совпадают. Разве только в первые годы XVII века еще проявлялись некоторые признаки общности
между новыми оперными произведениями — и опытами флорентийцев. То была общность
среды, в которой зарождались новые замыслы: избранной среды кружка или академии
как содружества любителей и знатоков искусства, поэтов и музыкантов, объединившихся
на постренессансной эстетической платформе, превыше всего ценивших античное
наследие. То была общность атмосферы, в которой, с одной стороны, складывалось
новое искусство для немногих просвещенных ценителей, с другой же — готовились
придворные спектакли, ибо иной формы, так сказать, широкого показа «драмы на
331
музыке»
во Флоренции или Мантуе еще не было. В этом смысле к созданиям флорентийцев
примыкают новые произведения, поставленные в Мантуе: «Дафна» Гальяно (1608) и «Орфей»
Монтеверди (1607). Даже сюжеты их полностью совпадают с первыми сюжетами
флорентийцев!
И
однако уже здесь, в сходной среде и близкой атмосфере, зарождаются новые
творческие тенденции, и «драма на музыке» сразу начинает изменяться «изнутри».
Масштаб этих изменений весьма неодинаков у Гальяно — и Монтеверди. Но общий их
смысл связан с возрастанием роли музыки, расширением музыкальных форм,
укреплением единства внутри произведения. Композитор явно стремится теперь к
господству над поэтом. Гальяно как автор «Дафны» занимает еще своего рода
промежуточное положение между флорентийцами и композиторами последующего этапа.
Монтеверди же, которому в «Орфее» еще близка напевная декламация флорентийцев,
их трактовка монодии с сопровождением, в итоге настолько углубляет музыкальную
концепцию произведения, что, отталкиваясь от пасторальной драмы, приходит к порогу
музыкальной трагедии.
Предыдущая Следующая