Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
375
занку
(«Влюбленный Амур» Кавалли, 1642). В «Язоне» Кавалли (1649) действует шут Демо,
горбун и заика; в его же опере «Эгист» (1643) — старуха Дема, вспоминающая о
своих любовных похождениях. Это имя, производное от «демос», говорит о
народном происхождении персонажа, нарочито снижающего, вульгаризирующего
высокий мифологический сюжет.
Подобные
эпизоды, иногда совсем краткие, иногда более развернутые, естественно побуждали
композиторов вводить в оперу жанрово-песенные элементы, подчас
натуралистические эффекты (вроде заикания в партии Демо), разговорные
речитативы, иногда комические дуэты, словом, многое из того, что впоследствии
станет основой оперы-буффа. Да и в остальном особой строгости в трактовке
сюжетов не соблюдалось. Трагические развязки легко заменялись счастливыми
(Ринальдо, например, возвращался к Армиде!). В костюмах, в оформлении сцены не
характерны были строгость или историческая достоверность.
Некоторые
исследователи утверждают даже, что под внешней оболочкой мифологической драмы
венецианская опера по существу была комедией дель арте и под одеяниями Юпитера,
Венеры, Александра, Эгиста скрывались плечи Флориндо, Изабеллы, Панталоне,
Грациано. Но это, конечно, преувеличение. Известная близость к комедии дель
арте в венецианской опере несомненна, но тождества здесь нет и быть не может.
Несмотря ни на что, условно-сказочный сюжет (миф, легенда) допускает особую,
чисто оперную декоративность, оправдывает оперные «чудеса», а полеты по
воздуху, заклинания духов, так же как эффектные декорации (замки, подземелья,
Аид, волшебные сады и т. п.), словом, все признаки театральной романтики оставались
в глазах тогдашней аудитории одной из главнейших приманок оперного спектакля.
Новая публика, приобщившаяся к оперному искусству, не обязательно тяготела к
истории и не обладала развитым и требовательным чувством историзма, но хотела
действенности и героики на оперной сцене, ей нравился ореол чудесного,
окружавший героев и их поступки. То понимание героизма, подвига, какое есть в
«Орфее» (подвиг легендарного певца), в «Святом Алексее» (подвиг аскета), в
«Коронации Поппеи» (подвиг стоика) и связано именно с духовной деятельностью
человека, не удовлетворяло современников Кавалли, жаждавших жизненной
активности героев, их смелых и воинственных действий, чудесного преодоления
препятствий и торжества сильных. Поэтому самая широкая венецианская оперная
аудитория не хотела бы пожертвовать мифологической и легендарно-исторической
оперой ради оперы-комедии.
Предыдущая Следующая