Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
На
венецианских оперных сценах исполнялись произведения многих композиторов XVII века: Франческо Паоло Сакрати (ум. в 1650 году),
Антонио Сарторио (ок. 1620—1681), Джованни Легренци (1626—1690), Пьетро Андреа
Циани (ок. 1630—1711), Антонио Драги (1635—1700), Джованни Доменико Фрески
(1640—1690), Доменико Габриели (ок. 1640—1690), Марк' Анто-
376
нио
Циани (1653—1715), Карло Франческо Поллароло (1653— 1722). Крупнейшими авторами
опер в Венеции были, после Монтеверди, Франческо Кавалли (настоящее имя Пьер
Франческо Калетти Бруни, 1602—1676) и Марк' Антонио Чести (1623— 1669). Первый
из них целиком связан с венецианской школой и наилучшим образом представляет ее,
второй же, имея отношение к этой школе, работал и в других музыкальных
центрах, в том числе за пределами Италии, и соответственно выразил в своем
творчестве не только характерно-венецианские тенденции. Кавалли, родом из
Кремы, с юношеских лет обосновался в Венеции, где и закончил свое музыкальное
образование. В течение многих лет он работал в соборе св. Марка, где был
певчим в капелле, органистом (еще при Монтеверди), позднее капельмейстером;
написал довольно много духовных сочинений. Но основной областью его творчества
бесспорно оказалась опера. Между 1639 и 1669 годами он создал 42 оперных
произведения, из которых сохранилось более половины. Ромен Роллан называет
Кавалли «народным гением», отмечая демократизм его искусства, понятного всем
без исключения посетителям венецианского театра, и его «могучий комический
талант». Будучи необычайно плодовитым, Кавалли больше, чем кто-либо в его
время, утвердил типические черты венецианской оперы, определил ее творческий
облик. Когда он начинал свой путь, итальянская опера еще не порвала со своим
прошлым. В его собственных произведениях, в музыке Луиджи Росси, позднее в
сочинениях Чести можно найти выразительные речитативы, со смелой
гармонизацией, небольшие картинно-иллюстративные инструментальные эпизоды,
внимание к драматической ситуации, к ее экспрессивным деталям. Но основная
тенденция музыкального письма влечет Кавалли в иную сторону. Выбор сюжета и его
истолкование, понимание характеров, развитие действия, выражение чувства — все
подчиняется в его операх принципу крупного мазка, широких простых линий,
концентрации тематизма внутри арии или ансамбля. Драматические диалоги или
монологи еще побуждают композитора к содержательной и напряженной музыкальной
декламации, но стоит ситуации или чувству определиться — звучит законченный,
цельный музыкальный номер (ария, ансамбль), обычно выдержанный в едином духе,
как ясный образ.
Предыдущая Следующая