Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
После
первых опытов и других разносторонних исканий в итальянской опере
устанавливается на ряд десятилетий излюбленный тип сюжета — античного
мифологического, затем исторического, без особых отличий в их трактовке. Между
событиями истории и мифологическими сказаниями строгой грани ни либреттисты, ни
особенно композиторы не проводят: мифология как бы переходит в историю,
сливается с ней. Для Кавалли и его венецианских современников история тоже
стала своего рода собранием легенд, а Плутарх или Тацит — почти такими же
источниками, как Гомер или Овидий.
Круг
избираемых сюжетов у Кавалли достаточно, широк, как
377
можно
судить хотя бы выборочно: «Любовь Аполлона и Дафны» (1640, либретто Бузенелло),
«Дидона» (1641, тоже Бузенелло), «Эгист» (1643, Фаустини), «Дейдамиа» (1644,
Эрикко), «Ромул и Рем» (1645, Строцци), «Язон» (1649, Чиконьини), «Брадамант»
(1650, Биссари), «Александр, победитель себя самого» (1651, Сбарра), «Елена,
похищенная Тезеем» (1653, Бадоаро), «Антиох» (1658, Никколо Минато), «Сципион
Африканский» (1658, Мина-то), «Муций Сцевола» (1665, Минато). Наибольший успех
имели «Язон», «Дидона», «Ксеркс», прославившиеся не только в Италии.
Музыка
опер Кавалли ярко сценична, ее трудно рассматривать вне театра. Сам характер
обрисовки образов рассчитан на восприятие вместе со зрелищем, с действием, с
определенной ситуацией. Мифологическая сторона того или иного сюжета не
препятствует включению отнюдь не мифологических элементов. В одной из
популярнейших опер Кавалли, в его «Язоне», развит мифологический сюжет о герое,
похитившем в Колхиде золотое руно, и о волшебнице Медее, любившей его и
помогавшей ему. Мифологическая канва позволяет ввести в оперу такие сценические
эффекты, как заклинание духов, но почти во всем остальном стиль поведения Язона
и Медеи мало отличается от поведения влюбленных пар в комедии, и опера
изобилует чисто комическими сценами (например, влюбленная старая служанка
весьма прозаически комментирует действия основных героев).
Музыкальный
стиль опер Кавалли достаточно ясен и может показаться несложным, если не знать
всего предыдущего. В то же время этот стиль очень зрел. Он уже устанавливается
— после исканий Монтеверди. Мелодия Кавалли нередко обнаруживает
непосредственную связь с народно-бытовыми источниками, и не потому, что
композитор склонен заимствовать свой материал, а потому, что он и сам мыслит в
этом духе. Не речитатив, не напевная декламация, а именно мелодия,
песенно-ариозная мелодия — основное начало оперной музыки у Кавалли. Вокальной
виртуозности в более позднем смысле здесь еще нет. Отдельные фиоритуры и
пассажи обычно имеют изобразительное значение и приходятся на слова «полет», «слава»,
«свет» и т. п. или, в исключительных случаях, выполняют иные, уже выразительные
функции.
Предыдущая Следующая