Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Хотя
вокальные партии явно преобладают в партитуре, все же и роль оркестра
достаточно существенна. Он исполняет множество ритурнелей, тематически
объединенных с ариями и дуэтами, даже вклинивающихся в арии. В ариозных
эпизодах сопровождение не ограничивается партией basso continuo: нередко выделяются также две выписанные партии
скрипок (или других инструментов). Большое внимание композитор уделяет оркестровым
вступлениям к операм, так называемым «sinfonia».
Они часто открываются мощными аккордами, которым противопоставлены более
оживленные эпизоды. Со временем развитие венецианской «симфонии» привело к
выделению в ней фугированных частей, к расширению ее масштабов и превращению в
циклическую ор-
378
кестровую
сонату — в понимании того времени. Некоторые из этих ранних увертюр программны
и тематически связаны с оперой. Так, в опере Кавалли «Свадьба Фетиды и Пелея»
вступительная «симфония» изображает «инфернальный совет» в Аиде.
Речитативы
Кавалли рельефны и выразительны, но в них нет лирической тонкости и
гармонической смелости Монтеверди. В драматические моменты мелодия расширяется
до ариозных образований: таковы трогательные жалобы Исифилы, которую покинул
Язон. Но, как правило, речитатив у Кавалли четко отделен от арий, которые
тяготеют к замкнутым формам. Среди арий много двухчастных, причем части их
контрастируют по темпу, размеру, мелодическому движению. Очень большое,
принципиальное значение имеет в ариях концентрация характерного музыкального
тематизма. Несколько характерных штрихов, единство мелодического движения,
установившийся ритм, простые, но последовательно проведенные краски
сопровождения создают ясность и цельность впечатления. В ряде арий Кавалли
проводит одну мелодико-ритмическую фигуру из такта в такт — словно в танце (пример
128). Пользуясь
всеми этими композиционными приемами, композитор создает простые, яркие и
выпуклые музыкальные образы-характеристики, которые со временем становятся
типичными образами итальянской оперы. Таковы заклинание Медеи в опере «Язон»
или заклинание Кассандры в опере «Дидона». Таковы сдержанные и сосредоточенные
арии-lamento во многих произведениях Кавалли. На таком же принципе
основана комическая ария заикающегося Демо — с «подсказками» Ореста («Язон»).
Предыдущая Следующая