Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Заметим
попутно, что после первых постановок в Париже опер Франческо Сакрати и Луиджи
Росси в 1640-е годы именно оперы Кавалли («Ксеркс» в 1660 году и «Влюбленный
Геркулес» в 1662) ознакомили столицу Франции со зрелым искусством венецианской
оперной школы.
Примечательно,
что как раз в Венеции, где начинают определяться типичные оперные образы,
постепенно утверждаются и типичные разновидности оперных декораций. В годы
процветания венецианской оперной школы итальянские декораторы (преимущественно
из Венеции) распространяют свое влияние и за пределами Италии: Джакомо Торелли,
Гаспаро и Карло Вигарани в Париже, Лодовико Бурначини в Вене, некоторые другие
в Мюнхене. Декорации «à la italienne»
создавались в других странах по сценическим рисункам итальянских мастеров.
Судя по венецианским декорациям Торелли, на оперной сцене царил стиль барокко,
несколько тяжеловесный и перенасыщенный. Впрочем, условия венецианских театров
не позволяли особенно удорожать постановочную часть, и потому декорации отнюдь
не писались к каждой постановке отдельно. Для трехактной оперы полагалось иметь
12 различных оформлений сцены (в драматических театрах ограничивались пятью),
и они же могли быть использованы вместе и порознь при постановке нескольких
произведений — именно как типовые. Со временем в оперном театре образовался
свой «набор» необходимых декораций, изображающих сад, улицу, площадь, зал,
двор, темницу, реку, облака, лестницу, грот, замок, сцену на
380
сцене.
Венецианцы первые прибавили к этому комнату в ее интимном облике — спальню с кроватью
и зеркалом. Все это подчинялось определенной схеме выполнения: 12 или 15
боковых кулис, очень глубокая центральная перспектива, как правило — при симметричной
группировке деталей (ряды колонн, арок, статуй, военных доспехов, декоративных
ваз, аллей и т. п.).
В
смысле соотношения с какой бы то ни было действительностью оперная декорация
того времени остается, так сказать, вторичной: она не имеет прямых связей с
исполняемой оперой и тем более не ориентируется на жизненные явления прошлого
или современности. Она черпает свой материал из уже созданного: из
архитектурных мотивов Ренессанса и барокко, из монументальной живописи XVI века, из интерьерных росписей XVII. Театральные художники воспроизводят, утрируют или
сгущают подобные мотивы и, как правило, выстраивают из них симметричные ряды
уходящих вдаль зданий, деревьев, декоративных стен с колоннами или охотничьих
трофеев. На далекой исторической дистанции нам трудно представить, как именно
согласовалось такое сценическое оформление с музыкой в операх Кавалли. Во
всяком случае, синтез искусств в оперном театре не означал тогда полного их
единства, а, видимо, предполагал даже внутренний диссонанс. Декорации были
грандиозны, условны, статичны, музыка естественна, эмоциональна, лаконична;
декорации поражали и подавляли, создавали фантастически небывалый мир, музыка
трогала и захватывала, обобщала привычное, близкое, всем понятное. Актер
действовал во внешних рамках этого условного мира, а то, что он пел, шло прямо
к сердцу, как искренняя речь, далекая от какой бы то ни было стилизации.
Предыдущая Следующая