Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
К
середине XVII века участие музыки в
спектаклях настолько расширилось, что к некоторым драматическим постановкам
привлекались все музыканты Королевской капеллы. Чуть ли не в каждой пьесе
содержались сольные и хоровые номера, инструментальная музыка, балеты. Вошло в
обычай открывать спектакль вокальным квартетом (так называемый cuatro de empezar), иногда с сопровождением арфы и виуэлы.
Традиционными стали музыкальные номера в прологе, например народная песня —
сегидилья, музыкальные интермедии в антрактах, балеты в финалах или фарсах,
заключавших спектакль. Даже тексты для этих номеров могли быть вводными и
заказывались особым авторам.
Распространение
сарсуэлы и других видов спектаклей с музыкой не ограничилось Мадридом. В
Валенсии, Барселоне, Валья-долиде сарсуэла стояла ближе к народно-бытовым
жанрам, была свободна от придворной зависимости. Рядом с сарсуэлой в Испании
развивались и другие, более мелкие музыкально-театральные или театрализованные
жанры: небольшие комические интермедии, балетные пьески (описанные еще в
«Дон-Кихоте»), характерные театральные песни — tonados. Среди тонад встречаются очень живые сценические
песни — более игрового склада, чем в сарсуэле. К концу XVII века относится, например, песня о борьбе Дон-Кихота с
ветряными мельницами.
Среди
представлений с музыкой большой известностью пользовались в Испании XVII века так называемые auto sacramentales, духовные пьесы с музыкой символико-аллегорического
типа, обычно разыгрывавшиеся под открытым небом перед собравшейся толпой. Этот
же обычай существовал и в Риме, где порой даже оперные спектакли вывозились
таким образом на площадь, Вообще римский театр в некоторой степени был связан с
испан-
452
ским.
Кардинал Роспильози, как известно, перенес в Рим отдельные черты испанской
комедии. Правда, итальянская опера в XVII веке
не импортировалась в Испанию. Но постановочный стиль римской оперы, трактовка
хора в ней, ее католическая ориентация и — вопреки ей — народное начало
родственны испанскому театру того времени.
Историю
сарсуэлы завершают в XVIII веке уже
не столько поэты или драматурги, сколько крупные и опытные испанские музыканты.
Среди поэтов выделяется лишь Франсиско Бансес Кандамо (1662—1709) из Астурии,
особенно охотно культивировавший форму сарсуэлы. К числу сарсуэл он отнес у
себя и «Неистового Роланда», и комедии, и пасторали («Чудовище ревности и любви»),
и пьесу «Австрийцы в Иерусалиме». Таким образом, сарсуэла на этом этапе не
зависит от литературно-драматического жанра, а фигурирует в Испании как тип
спектакля — синтетического, с большим участием музыки.
Предыдущая Следующая