Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Крупнейшие
композиторы сарсуэлы в XVIII веке уже
не упускают случая ставить свои имена на партитурах. Теперь они в первую
очередь, а не драматурги, представляют сарсуэлу. Наибольшую славу снискали в
этой области Себастьян Дурон и Антонио Литерес — оба высокопрофессиональные
композиторы, авторы крупных духовных сочинений и музыки для театра. Дурон
родился в Бриуэге, с 1691 года был королевским капельмейстером и директором
театра в Мадриде, находился под личным покровительством Карла II и эмигрировал во Францию при вступлении на испанский
престол Бурбонов. Во Франции Дурон и умер. Художник с яркой национальной
самобытностью, Дурон пользовался в свое время европейской известностью. В свои
сарсуэлы, как и в фарсы и тонады, Дурон смелее, чем кто-либо до него, вносит
свежий, оригинальный мелодико-ритмический склад народного искусства. Особенно
хороши у него острые, своеобразные танцевальные ритмы. Он не только пишет
музыку к сарсуэлам в стихах («Очарованный лес любви» на текст А. де Заморы), но
и создает сарсуэлы в прозе, что было тогда ново. Одна из таких сарсуэл уже
названа им «сценической оперой»: музыка ее написана для четырех голосов, хора и
инструментального ансамбля из струнных и труб (пример 143). Младший современник Дурона Литерес
(умерший не ранее 1752 года) с еще большей определенностью устремляется от
сарсуэлы к опере. Так, он ставит в 1710 году в королевском дворце сарсуэлу
«Ацис и Галатея» (по поэме Хосе де Каньизареса), а затем пишет просто
«гармоническую оперу в итальянском стиле» под названием «Стихии» («Los elementos»). В сарсуэле «Ацис и Галатея» арии уже по-оперному
развиты, не лишены виртуозности, но очень выразительны, изящны.
Однако
значение сарсуэлы в XVIII веке быстро заслоняется в
Испании нахлынувшей сюда итальянской оперой. Опера séria как международный тип
праздничного придворного спектакля торжествует свою победу и в Мадриде, где
оперные постановки
453
занимают
прежнее место национальной сарсуэлы. Итальянские певцы приобретают
неограниченное влияние в испанской столице. Знаменитейший во всей Европе
певец-кастрат Фаринелли становится полномочным министром Карла V. Перспективы создания национального оперного
искусства, уже, казалось бы, недалекие, отодвигаются на неопределенное время.
Предыдущая Следующая