Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Для
немецкой музыкальной культуры XVII век был
временем тяжелых испытаний. Тридцатилетняя война (1618—1648) внесла чувство
трагизма в мировосприятие немецких художников. И еще долго после нее всеобщее
разорение, материальный упадок, раздробленность, духовная опустошенность не
только всемерно омрачали жизнь общества, но так или иначе постоянно сказывались
в развитии его культуры и в содержании искусства. После войны население империи
сократилось почти в три раза. Опустели многие разоренные города. Бюргерство
утрачивало ранее завоеванное значение под натиском феодальной реакции.
Положение крестьянства становилось невыносимым. Вопиющий разрыв между уровнем
жизни правящей верхушки в различных частях страны и существованием широких
народных масс производил поистине потрясающее впечатление на мыслящих современников,
порождал в искусстве образы страшные, гневно-сатирические, гротесковые,
трагические.
Вдобавок
ко всему в стране были подорваны основания какого бы то ни было национального
единства. После войны раздробленность Германии на множество самоуправлявшихся
княжеств, курфюршеств, епископств была закреплена Вестфальским мирным
договором. Каждый немецкий властитель, независимо от масштабов своих владений,
мог считать себя «абсолютным монархом» в их пределах. К концу столетия взоры
таких немецких князей все чаще обращались к Версалю, находя в резиденции
Людовика XIV завидные образцы для
подражания. Степень провинциализма была, конечно, в различных немецких
культурных центрах далеко не одинаковой в XVII веке. Вена, Мюнхен, Дрезден, Штутгарт выделялись как
княжеские резиденции с высокоразвитой музыкальной культурой, с оперными
театрами и значительным количеством приглашенных иностранных музыкантов. В
огромном большинстве немецких городов главной фигурой музыкальной жизни был
крупнейший из местных церковных органистов.
Для
судеб немецкого музыкального искусства немаловажной оказалась в XVII веке различная культурная ориентация, с одной
стороны, католических, с другой — протестантских центров. Католические
резиденции охотнее завязывали отношения с Италией (Римом, Венецией),
приглашали иностранных артистов, поддавались европейской моде и влиянию
итальянской оперы в частности. Поскольку зависимость музыкальной культуры от
княжеского двора или от церкви в Германии была не меньшей, если не боль-
Предыдущая Следующая