Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
454
шей,
чем в других европейских странах того времени, — художественная «политика»
светских или церковных властителей не могла не влиять на уровень и направление
музыкальной жизни того или иного немецкого центра. Католические резиденции
способствовали известной «космополизации» музыкальных вкусов и в ряде случаев
недооценке отечественных кадров. Вместе с тем в Вене или в Дрездене немецкие
музыканты могли расширять свой кругозор, соприкасаясь с представителями
искусства других стран, близко знакомясь с их произведениями. Некоторые немецкие
мастера и сами складывались в опоре не только на отечественные традиции, но и
на опыт итальянского (Г. Шюц) или французского (композиторы конца XVII века) искусства. Отдельные из них получали или
завершали свое образование в Италии.
Большое
количество немецких музыкантов было связано в XVII веке с церковью (органисты, руководители капелл,
певцы, исполнители на различных инструментах). И в этом отношении судьба их
складывалась неодинаково в зависимости от католической или протестантской
церкви. Протестантские центры оказывались в итоге более прогрессивными: в
церковной музыке прочнее была связь с народными истоками (через протестантский
хорал), меньше действовали итальянские влияния, глубже разрабатывались местные
традиции органного искусства. Если на торжественной закладке собора в
Зальцбурге (1628) звучала пышная двух-хорная месса Орацио Беневоли для 48
голосов — своего рода монстр католического многохорного письма, то для
протестантских церквей было характерно звучание органа под руками крупного
исполнителя и композитора и исполнение хорала всей общиной.
Со
временем в некоторых немецких городах стало заметно новое оживление
музыкальной жизни в кругах бюргерства, зародились новые формы музыкальных
содружеств (так называемые collegii musici)
сначала в Гамбурге, Любеке, затем и дальше. Это возымело существенное значение
для развития концертной деятельности. До уровня концертов постепенно поднялось
и музицирование в церкви, когда виднейшие композиторы-исполнители собирали в
ее стенах увлеченную городскую аудиторию. Это хорошо известно на примерах
старших современников Баха, органистов Дитриха Букстехуде в Любеке, Иоганна
Пахельбеля в Нюрнберге (и других городах), Георга Бёма в Люнебурге, Адама
Рейнкена в Гамбурге.
Предыдущая Следующая