Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Как
ни тягостны были исторические условия для большинства немецких музыкантов в XVII веке, сколь провинциальными ни были по жизненному
укладу многие немецкие города, как ни бедствовали широкие слои населения в
Германии, нужно признать, что немецкое музыкальное искусство прошло большой и
значительный путь от XVI к XVIII веку. Не все на этом пути было замечено современниками,
не все оценено по достоинству, не всегда действовали законные критерии при
сопоставлениях немецкого искусства,
455
например,
с итальянским. Но для своей стpаны немецкие
музыканты XVII века сделали очень много,
особенно в области духовной и инструментальной музыки. Именно они в большой мере
подготовили почву для Баха, который стал наследником всего лучшего в немецкой
музыкальной культуре и вместе с тем крупнейшим художником мира, самостоятельно
обобщившим творческий опыт различных национальных школ.
Среди
множества немецких мастеров XVII века,
достаточно интересных, инициативных, ищущих, особо возвышается крупнейшая
фигура Генриха Шюца, композитора подлинно европейского масштаба, достойного
встать рядом с Монтеверди и Пёрселлом. Подобно Монтеверди Шюц не может быть
назван типичным явлением времени в своей стране, ибо его искусство долго
остается уникальным для нее. Но в большом масштабе музыкального развития
творчество Шюца находится на магистральном пути от классической полифонии XVI века и поисков нового стиля в начале XVII к эпохе Баха — Генделя.
Хоровая
полифония, бытовая песня и первые шаги в создании оперы, новые
органно-клавирные формы и открытия в области ранней оратории, зарождение
оркестровой сюиты и—особый склад скрипичной музыки — все представляет интерес в
творчестве немецких композиторов XVII
столетия. Не следует забывать также, что немецкая мысль о музыке развивалась
достаточно интенсивно, особенно в начале столетия (до Тридцатилетней войны) и к
концу его. Появление в 1615—1619 годах трехтомного труда Михаэля Преториуса
(латинизированная фамилия Шульца) «Syntagma musicum» было своего рода событием. В 1650 году в Риме вышли два огромных
фолианта «Musurgia universalis» известного
немецкого естествоиспытателя Атаназиуса Кирхера, который рассматривал музыку
умозрительно с точки зрения филологической, арифметической, геометрической,
симфонической, органической и т. д., то есть в свете различных наук.
Значительно позднее, в 1690 году была опубликована книга Вольфганга Принца
«Историческое описание благородного певческого и звукового искусства» — первый
в Германии опыт создания истории музыки 12.
Предыдущая Следующая