Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Вокальные
жанры, связанные со словом или со словом и сценическим действием, развивались
в немецких условиях XVII века с преобладанием духовной
тематики, оратории над оперой, духовных хоровых сочинений над светской
лирикой. И все же именно в XVII веке новые
формы лирики, связанные с повседневным, по преимуществу бюргерским бытом,
постепенно складываясь, получили свое развитие у немецких мастеров. Для
истории немецкой музыкальной культуры это было немаловажно, поскольку
народно-песенные традиции с XVI века лежали
в основе мелодий протестантского хорала, который в свою очередь определил
многое в мелодическом складе духовных хоровых и органных сочинений
12 См. об этом в кн.: История европейского
искусствознания. От античности до конца XVIII века. М., 1963, с. 171 — 175; Музыкальная эстетика
Западной Европы XVII—XVIII веков. М., 1971, с. 157—223.
456
немецких
композиторов, включая, разумеется, Баха. То, что наряду с протестантским
хоралом — духовной песней — в XVII столетии
зарождается и получает распространение лирическая светская песня, означает
своего рода перелом в художественном сознании современников, соответствующий,
кстати сказать, процессам, характерным для немецкой поэзии той норы.
Если
в XVI веке развивалась в Германии песня-хорал,
полифоническая песня-мотет и одноголосная народно-бытовая песня, то в XVII веке было положено начало истории светской лирической
песни для голоса с инструментальным сопровождением -того нового жанра, который
оказался чрезвычайно перспективным (Шуберт!). На первых порах немецкая
вокальная Лирика формировалась еще под известным влиянием хорала и отчасти
итальянской оперной монодии, но важнее всего становилась для нее
народно-мелодическая основа. Остается ли песня бытовым, «домашним» родом
искусства или подвергается влияниям итальянской кантаты (в конце столетия),
все. равно она имеет в стране большое художественное значение и в дальнейшем
определяет даже облик раннего немецкого зингшпиля.
В XVII веке выдвинулись, как известно, крупные немецкие
поэты-лирики: Якоб Бёме, Пауль Герхард, Пауль Флеминг. И параллельно им
появилось множество песенных композиторов-лириков, образовавших затем даже свои
творческие школы в различных немецких городах. Главного внимания здесь
заслуживают в первую очередь три имени: Иоганна Хермана Шайна, Генриха Альберта
и Адама Кригера как художников, определивших первый расцвет светской вокальной
лирики нового стиля.
Предыдущая Следующая