Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
начале XVII столетия немецкая бытовая песня еще сохраняет связь
с хором, но в сравнении с хоровым полифоническим письмом XVI века в ней выступает мелодическое начало как начало
лирическое, причем обнаруживается безыскусственность замысла, непосредственность
чувства. Среди мадригалов, вилланелл, духовных концертов Шайна (1586—1630)
выделяется его сборник трехголосных немецких песен «Лесная музыка» («Musica boscareccia», три части, 1621 —1628, название дано в подлиннике
итальянское). На примерах этих произведений видно, как из хоровой бытовой
песни рождается новая форма вокальной лирики — сольная песня с сопровождением.
Сам автор, предназначая свои песни для исполнения в дружеском кружке любителей,
указывает в предисловии, что их можно исполнять как угодно: 1) петь a cappella трехголосным хором, 2) петь лишь два верхних голоса, а
нижний поручать какому-либо инструменту, 3) петь только один верхний голос,
средний играть на скрипке, нижний — на другом струнном инструменте, 4) петь
верхний голос с сопровождением клавесина — как по цифрованному басу. При всем
различии музыки, в этом есть нечто общее с практикой исполнения итальянских
457
мадригалов
в конце XVI века, когда певец выделял лишь верхний голос, а
остальные игрались на инструменте или инструментах. Песни Шайна очень просты,
куплетны. Преобладает в них любовно-лирическая тематика, нередко встречаются
пасторальные, буколические тексты, реже шуточные (например, подражание курице,
петуху). Музыкальной основой их чаще всего является выразительная мелодия
верхнего голоса, которой придается именно лирический, несколько чувствительный
смысл, как это заметно в песне о «ясных глазках Филлис».
Стилевой
перелом, наметившийся у Шайна, определяет и творчество замечательного
немецкого песенника Альберта (1604— 1651), положившего начало развитию сольной
немецкой песни. Как автор песен, поэт и композитор одновременно Альберт пользовался
в свое время большой известностью. Церковный органист, ученик великого Шюца в
Дрездене, он писал в основном вокальную музыку (в частности, для театра). Песня
была для него главной областью творчества — песня, тесно связанная с бытом,
обращенная ко всем «друзьям музыки» (как сказано в авторском предисловии к
сборнику песен). Между 1638 и 1650 годами Альберт выпустил в Кенигсберге (где
он с 1631 года жил и работал) восемь сборников песен, содержавших сольные и
хоровые произведения на светские и духовные тексты. Основное содержание
текстов — бесхитростная любовная лирика. Она получает в музыке новое — уже
чисто лирическое — выражение: Альберт пишет сольные песни для голоса и basso continuo. Его мелодика развивается из народно-песенных
истоков, лишена всякой отвлеченности, свежа и реальна, стройна и законченна
(ясное членение на фразы, квадратность структур).
Предыдущая Следующая