Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Наконец
у Кригера (1634—1666) немецкая песня достигает первой вершины своего развития.
Сохраняя здоровые связи с народно-песенной почвой, песни Кригера носят уже
более заметный отпечаток творческой индивидуальности автора, как будто под руками
мастера приобретают новый художественный облик. Кригер тоже был органистом (в
Лейпциге и Дрездене). От своего замечательного учителя Самюэля Шайдта в Галле
он наследовал крепкие профессиональные традиции. Безвременно умерший художник,
он сосредоточил творческие интересы в жанре песни (Кригер, как и Альберт,
называл свои песни «ариями»). Круг песенной тематики Кригера, оставаясь
бытовым, все же расширился: он писал песни и любовно-лирические, и
студенческие, и застольные, и духовные. Тексты он тоже сочинял сам — и очень
удачно. Его песня выходит за область пасторалей и аллегорий и говорит простым
и свежим поэтическим языком/Мелодии Кригера полны очарования и заставляют
местами думать о Шуберте. Кригер расширяет рамки куплетной песни, иногда вводит
в нее речитативные элементы или фиоритуры, не нанося ущерба простоте и
органичности формы. Предназначая свои песни для исполнения в студенческой,
дружеской или домашней компании, он, как и некоторые другие авторы,
присоединяет к вокальным
458
куплетам
инструментальные ритурнели для четырех-пятиголосного домашнего ансамбля.
Если
у Кригера художественная трактовка немецкой бытовой песни не нарушала ее
национального своеобразия, то у других композиторов второй половины и особенно
конца столетия все чаще проявлялось тяготение от песни к арии, к кантате по
итальянским образцам. Как только немецкая песня из бытовой превращалась в
«концертную», так немецкие авторы легко попадали в зависимость от итальянского
ариозного стиля, весьма влиятельного в их стране. К началу XVIII века ария и кантата на время заслонили собственно
песню. Это не было случайностью: подобную судьбу испытала и молодая немецкая
опера.
Немецкая
оратория складывалась и развивалась в XVII веке
несколько иначе, чем итальянская, и, в отличие от оперы, долго не зависела от,
итальянских образцов. Главным видом оратории стали в Германии того времени
пассионы, или «страсти христовы», происхождение которых связано со старыми, еще
средневековыми традициями, а непосредственно подготовлено рядом явлений в
церковной музыке XVI века 13. Пассионы
сформировались на основе евангельского текста, повествующего о крестных
страданиях и смерти Иисуса Христа. Соответствующие главы евангелий в христианской
церкви положено читать на страстной неделе, когда в богослужении идет речь о
событиях, связанных со «страстями», то есть с распятием Христа. Сначала весь
текст евангелия читался нараспев, в определенной манере традиционного
церковного псалмодирования; затем, со временем, появилась тенденция внятно
отделять слова Евангелиста, слова Иисуса и слова других персонажей, дабы текст
отчетливее доходил до слушателей. Еще позднее различные части текста были
распределены между несколькими голосами (Евангелист — тенор, Иисус — бас и т.
д.). Таким образом возникло диалогизированное исполнение евангельского текста.
Предыдущая Следующая