Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Для
истории немецких пассионов существенна деятельность Иоганна Вальтера, который,
как известно, входил в круг Лютера и стал одним из первых
композиторов-протестантов. Вальтер работал в 1530-х годах именно над немецкими
«страстями», в которых псалмодирование надлежало соединить с живым немецким
языком. Это относится к партиям Евангелиста, Иисуса, Петра, Иуды и т. д. Все же
общие реплики (учеников Христа, толпы) Вальтер поручал хору в простом
изложении. Его пассионы получили большую известность, были изданы и
переиздавались позднее.
13 Пассионы не всегда принято включать в общее понятие
оратории как жанра. Однако по своему происхождению и особенно в своем зрелом
виде пассионы являются тематически определенным видом оратории.
459
На
практике при исполнении немецких пассионов нередко в начале и в конце
евангельской истории звучал хорал.
Наряду
с этим простым, хорально-диалогическим видом «страстей», в XVI веке возник и другой их вид, связанный с развитием
высокопрофессиональной церковной музыки: весь евангельский текст становился
основой хоровых фрагментов a cappella в
классическом мотетном стиле. В известной мере такое сосуществование различных
видов пассионов аналогично двум видам ранней оратории в Италии: более
простого, связанного с лаудой, и более сложного, латинского, тоже «мотетного».
Мотетные пассионы во второй половине XVI века
создавали и немецкие композиторы — Иоахим Брук, Якоб Галлус и другие.
В XVII столетии это первичное разграничение видов «страстей»
постепенно стирается за счет соединения псалмодической речитации и хоровых
номеров, введения сопровождающих инструментов и т. д. Иными словами, от
первоначального следования за евангельским текстом без какого бы то ни было
участия композитора пассионы развивались сначала по двум различным руслам —
диалогизации и мотетного письма, а затем, преодолев эту переходную стадию, все
более становились собственно творением музыканта.
С
наибольшей ясностью это видно на примере Генриха Шюца. В его пассионах еще
сохраняется прямая близость к псалмодированию, скупое, лаконичное хоровое
изложение — и тем не менее они становятся духовной музыкальной драмой, подлинно
авторским созданием. В «Рождественской истории», то есть в оратории на тему
рождества, Шюц еще шире раздвигает художественные рамки духовной драмы, вводя
свободные музыкальные «интермедии» в евангельский текст.
Предыдущая Следующая