Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Значение
Шюца, конечно, не ограничивается областью пассионов или оратории в целом; его
творчеством, по существу, охвачена вся проблематика немецкого музыкального
искусства с выделением самого центрального, самого специфического в ней,
однако без какого бы то ни было равнения на средний уровень композиторства в
Германии того времени. Решительное преобладание в творчестве Шюца духовной
тематики и постоянное обращение к жанрам духовной музыки обусловлено как его
личными творческими устремлениями, так и всей художественной атмосферой
страны, питавшей эти устремления. Вместе с тем в «духовных историях», в
псалмах, в «священных песнопениях», в «маленьких духовных концертах», в
«священных симфониях» и других произведениях Шюца выражено новое
мировосприятие, новое ощущение жизни и, в неизбежной связи с этим,
преобразуется внутреннее содержание духовной музыки, возникают новые черты
стиля. Мир образов Шюца приближается к эмоциональному строю человека его времени,
обогащается драматизмом и теплотой лирики и, утрачивая сугубо внеличностный
характер (что было свойственно церковной музыке в прошлом), сохраняет, однако,
строгость, объективность, серьезность высокого искусства.
460
Историческое
положение Шюца сложно (как и положение Монтеверди на переломе от одной
музыкальной эпохи к другой). Он вырос из национальных традиции XVI века и воспитывался на на них, был глубоко захвачен
новыми течениями, шедшими из Италии с начала XVII века, и, неизменно продвигаясь вперед, делал
самостоятельные открытия на этом пути.
Долгая
жизнь Шюца протекала в изменявшихся и трудных исторических условиях. Он был
уже зрелым человеком и опытным музыкантом, когда началась Тридцатилетняя
война, не прекращал творческой деятельности в ее годы и прожил еще почти
четверть века по ее окончании, создав тогда крупнейшие свои сочинения.
Родился
Генрих Шюц столетием раньше Баха — 14 октября 1585 года в Кёстрице (Тюрингия);
в детском возрасте вместе с родителями переехал в Вайсенфельс, где они
содержали гостиницу. Однажды пение подростка случайно услышал ландграф Мориц
Гессенский, остановившийся проездом в гостинице. Большой любитель музыки, просвещенный
человек, он сразу оценил музыкальные способности мальчика и, преодолев
сопротивление его родителей, взял к себе в придворную капеллу. С 1599 года юный
Шюц находился в Касселе, где получил хорошее общее образование в местном
учебном заведении для благородного юношества (так наз. Collegium Mauricianum), а также занимался музыкой под руководством Г. Отто,
возглавлявшего графскую капеллу. Смолоду Шюц проявил не только отличные
способности к наукам, но и рвение в занятиях. Успешно окончив юридический факультет
университета в Марбурге и получив звание доктора права, он, видимо, еще
колебался в выборе специальности. . Но покровительствовавший ему граф, не желая
упускать своего музыканта, предложил ему отправиться в Италию для дальнейших
занятий искусством и взялся субсидировать его. В 1609 году молодой и хорошо
образованный Шюц (овладевший французским языком, греческим и латынью,
начитанный в богословии) стал одним из последних учеников крупнейшего
венецианского мастера Джованни Габриели, которому оставалось жить недолго.
Предыдущая Следующая