Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Именно
Куссер и Кайзер выполнили важную роль в создании первой немецкой оперной школы,
которая сложилась в Гамбурге. Богатый торговый город-порт, с сильной и
независимой буржуазией, не затронутый Тридцатилетней войной и еще
разбогатевший после нее, Гамбург смог создать оперный театр нового типа —
бюргерский по духу и организационным формам. Гамбургская оперная школа возникла
вдалеке от придворных празднеств. Вместе с тем она в известной мере испытала на
себе зависимость от протестантского духовенства и немецких пиетистов.
Показательно, что новый оперный театр открылся в Гамбурге 2 января 1678 года
оперой Иоганна Тайле «Сотворенный, павший и спасенный человек». За ней
последовали и другие произведения Тайле, И. А. Штрунка и И. В. Франка на
духовные сюжеты.
Открытие
гамбургского оперного театра было подготовлено силами городского
самоуправления. В 1677 году по инициативе члена городского совета Герхарда
Шотта образовалось Общество по сооружению нового зрительного зала. Директором
театра стал тот же Шотт, человек упорный и предприимчивый, впоследствии
бургомистр Гамбурга, оставшийся во главе театра до конца жизни. На первых порах
артистический состав труппы оставлял желать лучшего. В отличие от ряда
придворных театров, где выступали известные итальянские певцы, здесь многие
партии исполнялись любителями — из студентов и ремесленников, в женских ролях
выступали мужчины. С течением времени эти трудности были отчасти преодолены. С
1695 года музыкальным руководителем театра стал композитор и дирижер И. 3.
Куссер.
До
тех пор пока в новом театре шли оперы на библейские и религиозно-дидактические
сюжеты, деятельность его не вызывала каких-либо нареканий. Но когда в Гамбурге
появились такие оперы, как «Семела» (1681) и «Кара Мустафа, счастливый великий
визирь» (1686) И. В. Франка, «Тезей» (1683) И. А. Штрунка, местное духовенство
объявило войну театру Шотта как предприятию греховному, даже непристойному.
Был момент, когда театр пришлось временно закрыть. Несколько лет длилась полемика
вокруг гамбургской оперы; в нее были втянуты богословский и юридический
факультеты ближайших немецких университетов. В «Драматологии» Генриха
Эльменхорста (1688) приведены несколько курьезные, но в тех условиях, видимо,
убедительные соображения в пользу оперы: она, мол, не может сравниться с
театральными представлениями, которые порицались отцами церкви, ибо она «не
опорочена идолопоклонством», «не учит безбожию, постыдному сладострастию», «как
то делалось у древних». В итоге оперу все же отстояли, хотя и с большим трудом.
Предыдущая Следующая