Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
Гамбурге довольно быстро выработался свой постановочный
479
стиль
в оперном театре, определилась своя система приемов актерской игры, поведения
на сцене — согласно вкусам местной городской аудитории. За духовными сюжетами
последовали и мифологические, и легендарно-исторические, и бытовые, и даже
злободневные. Однако трактовались они и композиторами и в особенности на сцене
весьма своеобразно. Стиль гамбургского театра в целом приближался к тому, что
было характерно для так называемых «английских комедиантов» — популярного тогда
в Германии странствующего театра с его площадными обработками любых
существовавших сюжетов. В Гамбурге любили яркие театральные эффекты, сильные,
даже грубые натуралистические подробности, сочный, отнюдь не возвышенный язык
(часто диалект), смешение пафоса и клоунады, контрасты пышных «дворцовых» сцен и
похождений «lustiger
Person» в духе Хансвурста. Примерно как в
Венеции, но еще сильнее и резче здесь действовали новые вкусы широкой городской
аудитории в истолковании даже античных мифологических сюжетов.
Важную
роль в жизни гамбургского оперного театра сыграл И. 3. Куссер (1660—1727),
ставший его дирижером и проявивший большую заботу о составе оперной труппы и
театрального оркестра. Куссер прибыл в Гамбург из Брауншвейга, где был придворным
капельмейстером после того, как довольно долго находился в Париже, общался с
Люлли и испытал на себе его художественное воздействие. В 1682 году Куссер
опубликовал даже шесть сюит под общим названием «Музыкальная композиция
согласно французской методе». В Гамбурге и гамбургском театре, в частности,
Куссер привил вкус к французскому стилю, как он проявился в увертюре типа
Люлли, в танцах на оперной сцене. Во всяком случае, молодой Гендель, попавший в
Гамбург несколько лет спустя, застал и отчасти усвоил этот вкус.
Из
числа композиторов, создававших оперы для гамбургского театра, нужно назвать
одаренного и плодовитого, уже знакомого нам Иоганна Вольфганга Франка,
поставившего в первые годы много своих произведений, Георга Филиппа Телемана
(1681 — 1767), чья деятельность прославленного немецкого мастера относится уже
к XVIII веку, и особенно Райнхарда Кайзера (1674— 1739),
более других определившего репертуар, характер и облик гамбургской оперы.
Предыдущая Следующая