Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Райнхард
Кайзер, редкостно одаренный оперный композитор (писал также кантаты и
оратории), был фигурой совершенно другого плана. Импульсивный,
неуравновешенный, склонный к беспорядочной жизни, он постоянно метался с места
на место, и грандиозные творческие успехи сменялись у него полосами упадка,
разорения, после которых он мог снова воспрянуть духом и поразить окружающих
неожиданно яркими достижениями. Кайзер родился в Тейхерне около 12 января 1674
года в семье органиста. Образование получил в Лейпциге в Thomasschule под руководством композитора Иоганна Шелле. С 1692
года находился в Брауншвейге, где, как уже говорилось, поставил свои первые
оперы. Возможно, что тогда же он занимался у И. 3. Куссера. Во всяком случае, в
его произведениях усматривают воздействие Куссера и Агостино Стеффани. Вместе
с Куссером Кайзер перебрался в Гамбург, где в 1694 году была исполнена его
опера «Король-пастух, или Базилиус в Аркадии». Дальше он ставит здесь оперу за
оперой, создавая их с необычайной быстротой. В иные годы у него бывало по
четыре (1706, 1709) и даже по пять (1702, 1717) премьер.
По
отъезде Куссера из Гамбурга Кайзер стал капельмейстером оперного театра, а
после смерти Шотта — его директором.
481
Одновременно
он дирижировал в городе так называемыми «Зимними концертами», которые
организовал в 1700 году. Эти годы, вплоть до 1706-го, были временем большого
успеха и первого расцвета на творческом пути Кайзера. Он стоял во главе окрепшего
и пользовавшегося популярностью оперного театра, стал крупнейшим оперным
деятелем своей страны, неустанно сочинял, обнаружив яркую творческую
индивидуальность; его произведения тут же исполнялись, встречали хороший прием,
приносили ему известность. Но редкостная одаренность сочеталась у Кайзера с
весьма своеобразным нравом. Он был непоседлив, нетерпелив, беспечен. Его
непрактичность, даже известное легкомыслие довольно быстро привели оперный
театр на порог банкротства. Кайзеру пришлось на время скрыться из города. В
1709 году он вернулся в Гамбург и пробыл там до 1717 года, поставив множество
своих опер. Дальше наступила беспокойная полоса метаний из города в город: из
Гамбурга в Копенгаген, оттуда в Людвигсбург, ненадолго в Гамбург, опять в
Копенгаген, снова в Гамбург... В 1722 году Кайзер получил в столице Дании
звание придворного капельмейстера и поставил там свою оперу «Улисс». В
Гамбурге, где Телеман показал ряд своих комических опер, внимание Кайзера
привлек этот жанр, и композитор с успехом вновь обратился к нему (ранее он уже
испытал свои силы в сочинении комического немецкого зингшпиля). Последние годы
Кайзера, проведенные им в Гамбурге, были нерадостными: с 1728 года он стал
церковным кантором, продолжая вместе с тем работать для театра. Однако гамбургская
опера переживала тогда самое трудное время, поддавалась новомодным вкусам,
итальянским влияниям, утрачивая свое лицо" и национальную творческую
основу. 12 сентября 1739 года Кайзер скончался. Годом раньше гамбургский
оперный театр был временно закрыт.
Предыдущая Следующая