Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Творческое
наследие Кайзера огромно. Помимо кантат и пассионов он создал более ста опер
(называют даже 116). Из них в Гамбурге было поставлено 59. Среди сюжетов есть и
историко-легендарные, и мифологические, и комедийные: «Магомет II» (1696), «Йемена» (1699), «Цирцея, или Улисс»,
«Пенелопа, или Улисс, часть вторая» (1702), «Неистовый Мазаньелло. Восстание
неаполитанских рыбаков» (1706), «Крез» (1710), «Австрийское великодушие, или
Карл V» (1712), «Геракл» (1712), «Катон» (1715),
«Гамбургская ярмарка, или Счастливый обман» (1725). Композитор не отграничивал
для себя области возвышенного и комического: он мог выдержать то или иное
произведение в духе трагедии — и чуть ли не фарса, мог соединить, скрестить
серьезное и комическое в нарочито брутальном контрасте. Все давалось ему легко.
Он владел всем арсеналом европейской оперной техники. Но главные его заслуги —
в создании немецкой оперы как высоко драматического, так и комедийного
содержания. Между тем ему на деле, в условиях театра приходилось трудно. Начав
свою работу в годы расцвета гамбургской оперы, Кайзер сперва создавал немецкие
оперные произведения, затем, следуя по
482
течению,
стал смешивать немецкий и итальянский тексты (и отчасти стили), наконец, должен
был ограничиваться в последние годы отдельными вставками в оперы популярных
итальянских композиторов, со временем заполнивших сцену оперного театра в
Гамбурге.
Никакие
сведения о жизни и деятельности Кайзера не могут дать представления о масштабе
его музыкального, даже музыкально-драматического дарования. Более того,
жизненный облик композитора словно противоречит достойной оценке его
искусства, исполненного глубокой выразительности, драматической силы и огня, а
также яркого, в народном духе комизма. Оперы Кайзера, если даже судить по немногим
доступным материалам, прежде всего богаты музыкой, полновесны по вокальной и
оркестровой фактуре, изобилуют превосходными ариями и драматическими
речитативами-ариозо. В этом смысле он предвосхищает Генделя (с которым
конкурировал на гамбургской сцене в 1705—1706 годах) — особенно в таких операх,
как «Октавия» и «Крез». Вместе с тем его замечательный комедийный дар, его
умение воспроизвести во всей свежести, непосредственности, терпкости бытовой,
жанровый колорит проявились с большой силой в комических зингшпилях
(«Гамбургская ярмарка, или Счастливый обман», запрещен цензурой) или в
произведениях, так сказать, смешанного характера.
Предыдущая Следующая