Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
517
выдержаны
обычно в одном движении, но их фактура уже соединяет в себе ритмические основы
танца с изящной активизацией средних голосов, а общий характер проникается
лирической или даже несколько патетической выразительностью (пример 161).
Сопоставление
лютневой музыки Готье с клавесинными пьесами Шамбоньера позволяет обнаружить
много общего в искусстве того и другого: жанровые основы, выбор танцев,
программные тенденции, самый характер возникающих образов, стилистика. Жак
Шампион де Шамбоньер (после 1601— перед 4 мая 1672) происходил из потомственной
семьи музыкантов (его отец, органист и клавесинист, работал при дворе Людовика
XIII), был известен как превосходный исполнитель на
клавесине и органе, талантливый композитор и преуспевающий педагог. С 1640 года
он находился на придворной службе (эпинетист — по названию малого клавесина).
Клавесинные пьесы Шамбоньера возникли на основе танцев — куранты (их особенно
много у композитора), аллеманды, сарабанды, жиги, паваны, гальярды, канари,
менуэта (пример 162).
Именно
из такого репертуара со временем сложился определенный вид сюиты, получивший
не всеобщее распространение, а характерный лишь для некоторых школ и по преимуществу
— для немецких композиторов. Выделение в качестве главных частей сюиты
аллеманды, куранты, сарабанды и жиги было отчасти подготовлено работой
французских композиторов над этими танцами, отбором их, произведенным у
Фробергера, затем у Пахельбеля, подхватившего эту линию, и, наконец, творческой
практикой И. С. Баха (Французские сюиты). По происхождению танцев сюита
связана с различными традициями. Аллеманда, например, известна с середины XVI века, но ее название («немецкая») пока не получило
конкретного исторического обоснования или объяснения. Куранта, тоже известная с
XVI века, существовала в XVII во французской и итальянской разновидностях.
Сарабанда уходит своими истоками к Испании. Жига произошла из английской
традиции. Само распространение этих танцев ко времени их включения в сюиту было
неодинаковым. Аллемаида уже ушла из быта и утрачивала собственно танцевальные
черты. Куранта стала модным французским танцем. Менуэт едва появился, и его
популярность была еще впереди. У каждой из национальных творческих школ в
Западной Европе складывалось свое отношение к подбору и интерпретации танцев в
сюите, свои представления о масштабе целого в цикле, о стиле изложения тех или
иных танцев.
Предыдущая Следующая