Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Возвращаясь
к Шамбоньеру, заметим, что его пьесы, по существу, не образуют какого-либо типа
сюиты, да это и вообще не характерно для французской школы клавесинистов. В той
или иной мере Шамбоньер стилизует изложение танцев. Более заметно это в его
аллемандах, которые уже далеки от танцевальности, несколько полифонизированы и
являются попросту небольшими пьесами в определенном движении преимущественно
спокойно-раздумчивого характера. Куранты скорее сохраняют свой балет-
518
ный
облик. Сарабанды то несколько тяжеловесны, то более лиричны, с преобладанием
мелодической выразительности (что станет в дальнейшем традицией для сарабанды
как на сцене, так и в инструментальной музыке). Программные подзаголовки в
ряде танцев у Шамбоньера побуждают к сценическим, в частности балетным ассоциациям:
павана «Беседа богов», сарабанда «Юные зефиры», «Торжественная сарабанда».
Повсюду применен принцип танца как форма развертывания композиции, то есть
выдержанность заданного движения и ритма. Охотно обращается композитор к
вариационности, создавая после танца его дубли.
По
общему музыкальному складу пьесы Шамбоньера тяготеют к гомофонии. Подвижность
всех голосов, не исключая и средние, не затемняет гармоническую основу целого. Фактура
остается легкой, прозрачной. При этом композитор уже намечает характер
орнаментики, которая вскоре приобретет у французских клавесинистов подлинно
всеобщую власть и составит один из господствующих признаков их стиля. Правда,
в сравнении, например, с музыкой Франсуа Куперена Великого орнаментальность
Шамбоньера не столь изысканна и не столь обильна: украшений не слишком много, и
они сосредоточены в верхнем голосе. Из множества приемов орнаментации
композитор отбирает те, которые обвивают гармонический звук (форшлаг,
группетто, трель) как опору мелодии. Благодаря этому характерное движение танца
большей частью вполне ощутимо в его курантах и сарабандах. Вообще клавесинная
фактура Шамбоньера достаточно несложна и представляет еще как бы только опору для
орнаментального «плетения», которое станет характерным в пьесах последующих
композиторов.
Предыдущая Следующая