Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Шамбоньер
создал школу французских композиторов-клавесинистов, которые были не только
последователями, но прямыми его учениками: Луи Куперен и его братья, Жан Анри
д'Англебер (1628—1691), возможно Никола Антуан Лебег (1631 —1702) и другие. Из
них особо выделился Луи Куперен (1626—1661) —первый прославившийся
представитель музыкальной династии Куперенов. Он был разносторонним музыкантом:
клавесинистом, органистом, исполнителем на скрипке и виоле. Занимая должность
органиста в одной из парижских церквей, играл также в оркестре при постановках
балетов Люлли. Однако более всего привлекала Луи Куперена музыка для клавесина.
Он писал пьесы и для органа, для инструментального ансамбля, для скрипки, но
подавляющее количество его сочинений, принесшее ему известность, создано для
клавесина. В отличие от других композиторов XVII века, которые в стилистике своих сочинений либо
исходили от органной традиции, либо оплодотворили ее связями с клавирным
искусством, Луи Куперен оставался собственно клавесинистом: его сто с лишним
клавирных пьес знаменуют дальнейшее движение по пути, намеченному Шамбоньером.
Казалось
бы, подобно своему учителю, Луи Куперен исходит в основном из тех же
характерных танцев, которые легли в основу
519
произведений
Шамбоньера и Готье. Но вместе с тем он стремится внести некоторую
индивидуализацию или особый колорит в танец («Менуэт из Пуату», «Баскский
бранль»), предварить ряд танцев свободной, отнюдь не танцевальной прелюдией
(обычно без указаний метра и ритма), даже сопоставить с танцами резко контрастную
пьесу — так называемое «Tombeau», то есть
эпитафию, «надгробие» (по образцу лютнистов). Так в контекст не отяжеленной
эмоциями, преимущественно танцевальной музыки входит совсем иное — чуть ли не
трагическое начало. В «Tombeau de Blanrocher» («Надгробие»
лютниста Бланроше) Луи Куперен находится во власти серьезных и скорбных чувств.
Мерное и величественное движение, глубина регистра в сопоставлении со светлыми
хоральными звучностями, ровные перезвоны придают особую характерность этой
«похоронной» пьесе, написанной в память друга. Создает также Луи Куперен иные
нетанцевальные пьесы, обозначая их как «Пастурель», «В Пьемонтском духе».
Интересны у него входившие тогда в известность чаконы (или шаконны — на
французский лад), в которых традиционная для них вариационность на удержанном
басу сочетается с признаками рондо.
Предыдущая Следующая