Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Дальнейший
путь французской школы клавесинистов (приведший затем к Франсуа Куперену
Великому) связан с именами уже названных д'Англебера и Лебега, а также Луи
Маршана, Гаспара ле Ру и ряда других композиторов, перешагнувших из XVII в XVIII век. Их
творческими усилиями формируется сюита, которая, однако, и теперь не
приобретает устойчивых форм. Хотя начальными частями ее становятся у
д'Англебера и Лебега аллеманда и куранта, дальше могут следовать едва ли не
любые танцы, а завершается целое то гавотом и менуэтом (то есть новыми,
модными танцами), то старинной гальярдой и пассакальей, следующими за жигой.
Будущее покажет, что французская школа тяготеет больше к свободному ряду
миниатюр как своего рода концертной программе, чем к кристаллизации
определенного типа сюиты с ее опорными танцами.
Тем
не менее в общеевропейском масштабе музыка для клавира остается связанной в XVII веке по преимуществу с жанром сюиты, как бы он ни
понимался в разных странах и разными композиторами. Это означает, что каждая
пьеса остается, как правило, небольшой, выдержанной в одном движении, по-своему
характерной (хотя бы по признакам танцевального движения), а в музыкальном
искусстве усиливается тяга к многообразию, к сопоставлению, даже возможному
контрасту образов, на первых порах выраженному хотя бы в их сюитном
чередовании.
На
этом направлении и в этих общих рамках возникает множество творческих опытов,
идут многообразные искания: одни у Пёрселла с его органической близостью к
английской фольклорной традиции, другие у Фробергера с его патетикой и
импровизационностью, с программно-выразительными склонностями; одни у
Алессандро Польетти с его небывало грандиозными сюитами, включающими циклы
характерных вариаций, другие у Пахельбеля с его
520
лаконизмом,
устойчивой формой сюиты при тематическом объединении входящих в нее танцев.
Разумеется, на деле всевозможных толкований клавирной сюиты наблюдалось тогда
еще больше, ибо она не была изолирована и от аналогичных опытов в сфере
инструментального ансамбля. Известно, что уже во втором десятилетии XVII века в сборниках пьес для четырех-пяти (чаще не
обозначенных) инструментов танцы складывались в циклы, где чередовались
тематически объединенные, например, павана, гальярда, куранта, аллеманда и
трипла (как вариация аллеманды). Этой традиции в известной мере следует
Пахельбель в своих клавирных сюитах, хотя его и отделяет от названных сборников
не одно десятилетие, а самый стиль его танцев много более развит и специфичен.
Предыдущая Следующая