Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Алессандро
Польетти остается поныне не совсем ясной, если не загадочной фигурой на путях
инструментальной музыки во второй половине XVII века. По происхождению он итальянец, с 1661 года был
придворным органистом в Вене, умер в 1683 году. Ничего более о нем неизвестно.
Были у него предшественники в понимании клавирного искусства? Кто продолжил его
дело? Быть может, изучение архивных источников когда-либо позволит ответить на
эти вопросы. Пока же Польетти представляется одинокой фигурой без музыкальных
предков и непосредственных потомков, каким-то удивительным, из ряда вон
выходящим явлением для своего времени. По-видимому, его клавирные пьесы
сложились в пору особого подъема сверхпышного венского барокко на оперной сцене
(имеем в виду не столько музыку Чести, сколько декорации Лодовико Бурначини), а
также в обстановке придворных празднеств. Но на такое сопоставление наводят
лишь грандиозные масштабы композиций Польетти и необычайно, до виртуозности,
богатый стиль их изложения. Тематика же и направление его искусства скорее
далеки от дворцового барокко.
Достаточно
ознакомиться с двумя клавирными сюитами Польетти, чтобы ощутить полнейшую
необычность его замыслов, чуть ли не нарочитую экспериментальность его
композиций. Особенно поражает своими масштабами и составом частей сюита
«Соловей», к тому же достигающая порой предельной для XVII века виртуозности клавирного письма. В рамки сюиты,
по существу, вмещена огромная концертная программа, разнохарактерная, если не
разностильная. Она соединяет в себе жанры старинной органной традиции
(начальные токката и канцона), опорные танцы собственно сюиты (аллеманда,
куранта, сарабанда, жига — все с дублями), немецкую арию со многими
характерными вариациями и еще один, заключительный ряд вариаций особого виртуозно-изобразительного
плана, открывающийся «Ричеркаром Соловья». Здесь как бы собраны едва ли не все
части инструментального цикла, возможные в XVII веке на разных этапах развития, у различных авторов.
Традиционное — и самоновейшее по характеру письма, отвлеченное — и ярко
жанровое, остроизобразительное начала соединились в едином гигантском цикле.
Предыдущая Следующая