Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
551
и
шесть голосов» (1603). Ранние образцы циклических сопоставлений находим у
Пауля Пёйерля («Новые падуана, интрада, Däntz и
гальярда», 1611) и Иоганна Хермана Шайна («Banchetto musicale»,
то есть «Музыкальная пирушка», 1617). Следуя бытовой традиции, Шайн
тематически объединял свои циклы. К паване и гальярде он присоединял еще
куранту, аллеманду и трехдольный танец (под названием Tripla) как простую вариацию предыдущего. По существу,
такой цикл танцев сводился к ритмическим вариациям исходного материала.
Произведения этого рода, как подчеркнуто в самом названии сборника, имели
широкое бытовое распространение. Они звучали в среде немецких городских музыкальных
объединений, их исполняли городские музыканты именно на пирушках, на свадьбах
богатых горожан, на других городских празднествах. Танцы в сборнике Шайна очень
мало стилизованы: вероятно, это почти нетронутый бытовой музыкальный материал.
Несколько
позже сюита для ансамбля получила более тонкую художественную отделку. Как и
лютневая сюита, а затем клавирная, она восприняла новые, входившие в обиход
танцы, новую моду, наконец, новые влияния, исходившие от французской балетной
музыки. У А. Хаммершмидта уже в 1639 году можно встретить падуану, гальярду, куранту,
сарабанду и французскую Air, то есть
инструментальный вариант вокальной пьесы (в сборнике для пяти виол с
генерал-басом).
Самостоятельное
(а не прикладное) художественное значение сюита для ансамбля приобрела в
Италии, в болонской творческой школе, где она вступила в тесное
соприкосновение с сонатой и поднялась на уровень музыки камерного концерта.
Для
развития камерных жанров музыкального искусства в Италии очень большое значение
возымела во второй половине XVII века
Болонья с ее школой крупных композиторов — скрипачей. Роль Венеции до этого
времени была тоже существенна для судеб камерной музыки, для эволюции
канцоны-сонаты, не без оплодотворяющего влияния оперной монодии старинная
канцона перерождалась в сонату. Новые образы, новый тематизм, новый
интонационный строй так или иначе сказались в инструментальных произведениях
Марини, Легренци... Но любовь Венеции XVII века
принадлежала прежде всего опере; венецианская творческая школа отдавала главные
силы оперному театру. Иное дело — Болонья. Болонская творческая школа сложилась
именно как инструментальная в первую очередь, в частности как скрипичная.
Этому способствовала, надо полагать, и духовная атмосфера, особо характерная
для Болоньи — культурно-художественного центра, несколько отличного по
традициям и интересам от ряда других крупных городов Италии. Художественные
вкусы Болоньи издавна тяготели скорее к академическому направлению, чем к
широкодоступным жанрам искусства: об этом свидетельствует болонская школа
живописи конца XVI — первых десятилетий XVII века. Издавна за Болоньей закрепилась слава ученого
города стариннейших традиций: ее универси-
Предыдущая Следующая