Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
552
тет
был основан одним из первых в Европе. Для музыкальной жизни здесь характерна
своего рода камерность. Не оперные спектакли, не пышные придворные празднества
находились в центре внимания болонцев, а серьезное музицирование в избранном
кругу местных академий, которые вели свое существование в городе с 1615 года,
когда композитор Адриано Банкьери основал первую из них («dei Floridi»). Крупнейшие болонские композиторы были членами этих
академий. Джованни Баттиста Бассани и Арканджело Корелли входили в знаменитую
впоследствии «академию филармоников» («dei Filarmonici». Там исполнялись их произведения, вызывавшие заинтересованные
отклики, велись об искусстве беседы отнюдь не дилетантского характера. Другим
средоточием музыкальной жизни города стала силою вещей церковь Сан Петронио. Ее
капелла славилась не только своим хором, но и в особенности прекрасным
оркестром во главе с инициативным, одаренным руководителем, композитором
Маурицио Кадзати. В оркестре выступали выдающиеся композиторы-исполнители. Для
музыкальной Болоньи собор с его оркестром стал своего рода концертным залом.
Итак, все для местных музыкантов было сосредоточено на серьезных, высокопрофессиональных
художественных интересах, на создании и исполнении главным образом
инструментальных произведений нового типа, требовавших смелости и мастерства,
яркости тематизма и продуманности композиции в целом.
В
Болонье второй половины XVII века и
первых десятилетий XVIII работали многие композиторы,
создававшие инструментальные произведения различных жанров. Крупнейшими
представителями творческой школы стали Джованни Баттиста Витали (1632—1692),
Джузеппе Торелли (1658—1709), Джованни Баттиста Бассани (ок. 1647—1716). Все
они — первоклассные исполнители. Их творческая деятельность неразрывно связана
с их собственным исполнительством. Витали, родом из Кремоны, ученик Кадзати,
одно время был скрипачом в капелле Сан Петронио. Скрипач и органист Бассани,
падуанец по происхождению, ранее связанный с Венецией, стал дирижером той же
капеллы. Торелли из Вероны играл в капелле на виолетте и басовой виоле. Среди
произведений болонских композиторов свободно чередуются сюиты (или balletti) и сонаты, которые пишутся сплошь и рядом одними и теми
же авторами, для одинаковых ансамблей, в общем стиле изложения. Из
инструментальных составов болонцы решительно выбирают струнный (от трех до
шести-семи инструментов), отдавая при этом предпочтение трио (в камерной
обстановке с клавесином, в церковной — с органом). Их скрипичное письмо
достигает полной зрелости, скрипичная техника совершенствуется: скрипка словно
стремится выявить различные из своих художественных возможностей в разных
частях цикла. И в сонате, и в сюите болонские авторы постепенно
вырабатывают цельный стиль камерного ансамбля. Оба жанра благодаря этому
несколько сближаются. Сюита про-
Предыдущая Следующая