Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
553
должает
удаляться от своего бытового первоисточника, ее танцы слегка стилизуются, характер
изложения становится все сложнее, подчас даже виртуознее (особенно у Торелли).
Вырабатывается четкая и единая форма танцевальной пьесы как части сюиты: она
подводит вплотную к так называемой «старинной двухчастной сонатной схеме» (ТD DT).
Что
касается сонаты, то она уже, по существу, порывает генетические связи со
старинной канцоной и становится из слитной, контрастно-составной формы
циклической композицией. Если при этом некоторые из ее частей непосредственно
переходят одна в другую, то цикл все же остается циклом: решает дело общее
соотношение его частей. Количество их в цикле еще не. закрепилось, но уже
устанавливается, колеблясь в различных вариантах. Первая, быстрая, фугированная
часть может предваряться медленной, сосредоточенной, а может и непосредственно
открывать цикл. В середине его обычна медленная часть, противостоящая первой
как сдержанная, созерцательная, чаще всего лирическая. Рядом с ней может
находиться более легкая, «сюитная» часть танцевального происхождения. Возможны
и другие версии заполнения середины цикла. Финал же его тяготеет к динамичности,
здесь часто звучит жига или, во всяком случае, господствует стремительное, с
танцевальными признаками, но часто полифонизированное движение. Порой цикл
заканчивается в умеренном темпе (Andante).
Таким
образом, композиция целого не вполне устойчива. При этом внутри ее происходят
важные процессы, имеющие большое перспективное значение. Выступает все
отчетливее и полнее образность каждого произведения не только в той или иной отдельной
его части, но и в их соотношениях. Можно сказать также, что исподволь
намечается то яснее и определеннее, то более смутно характерный круг образов,
доступный циклу старинной сонаты. Конечно, у каждого композитора заметны свои
особенности в их выделении, сопоставлении и интерпретации. Для Торелли, например,
менее показательна камерность инструментального мышления, его скорее
привлекают виртуозность и, в связи с этим, жанр концерта. Не случайно и свои
ансамблевые произведения он предпочитает называть симфониями. Это означает, что
ему более близок крупный план цикла и его тематизма, чем углубление в мир
лирической созерцательности или особо тонкая разработка камерной фактуры,
сочетающей полифоническое «плетение» с гармонической основой баса. И все же соната
в болонской школе — с известными отклонениями и множеством конкретных вариантов
— движется по общему пути нового камерного жанра. В этом процессе взаимосвязаны
разные его стороны: тенденция к характерному тематизму каждой части цикла,
достижение внутреннего единства любой из частей как композиционной основы ее
образной цельности, контрастное сопоставление частей как возникающего круга
образов, знаменательного для драматургии цикла в целом.
Предыдущая Следующая