Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
554
Первая
из быстрых частей цикла (независимо от того, есть ли перед ней медленная часть
или вступление) выделяется как наиболее развитая, напряженная, разработочная,
выполняющая в этом смысле главную функцию в цикле. Естественно, что в тех
исторических условиях она остается фугированной: иных методов большого развития
в музыкальном искусстве еще не выработали. Это развитие-развертывание образа
из темы-ядра может и приближаться к собственно фуге, и быть более свободным.
Что касается тематизма, то краткая тема-мелодия приобретает в первых частях
сонат активный, динамичный характер, несколько индивидуализируясь по
интонационному строю и вызывая благодаря этому довольно ясные образные
ассоциации — то волевого напора, то призывно-героического обращения, то
оттенков драматизма. В этом чувствуется образное наследие, если можно так
сказать, Фрескобальди, отчасти Легренци с их характерным тематизмом в
фугированных произведениях. Главный контраст цикла обычно возникает между этой
быстрой частью и Largo или Adagio как различными воплощениями лирического начала —
более строго-сдержанного, созерцательного или с драматическим обострением,
идиллического или легко-светлого. Иной темп, иной размер (трехдольный после
четного, часто 3/2), совсем иная фактура (нередко движение ровными
большими длительностями при гармоничности общего склада), отсутствие
полифонической напряженности — все здесь противопоставлено первой быстрой
части. Монообразность бесспорна, но достигнута она иными средствами. Как и у
Легренци, в медленных частях у болонцев возможны оперные ассоциации. Порой за
медленной частью следует легкая танцевальная часть, близкая куранте или
гальярде, то есть родственная сюите. Ее может и не быть. Финал цикла динамичен,
как и первая часть сонаты, но менее индивидуален и напряжен, более «текуч»,
являясь скорее «рассеивающим» заключением цикла, нежели каким-либо смысловым
завершением высказанного ранее. Полифония финала более моторна и проста, чем в
первой части, темп более стремителен, нередки черты жиги (тоже родство с
сюитой!). Встречаются, однако, финалы, и достаточно близкие первой части,
фугированные, непростой фактуры, с гармоническими обострениями, хроматизмами,
но это скорее исключения для болонцев, чем типичные случаи.
Предыдущая Следующая