Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Со
временем характерные облики частей сонатного цикла выступают все
определеннее. В этом смысле прекрасным примером может служить трио-соната
Бассани, к basso continuo которой приписана
еще партия виолончели (на практике это делалось часто — к клавишному
инструменту присоединялся струнный низкого регистра). В первой части,
фугированном Allegro, мастерски разработана
яркая, активная, броская тема с выразительной расчлененностью вначале, в
характере, который близок тематизму эпохи Баха — Генделя. Вторая часть, Adagio на 3/2, в ровных длительностях, сочетает эту
выдержанную мерность с лирическими чертами мелодии, с ее нисходящими
«вздохами»,
555
столь
родственными пластичной вокальной мелодике. Финальное Prestissimo динамически танцевально по своим истокам, идет на
*/8, полно свежей жизненной силы и носит характерно итальянский жанровый
отпечаток: подобные ритмы свойственны и увертюрам опер-буфф в XVIII веке, и многим сочинениям Вивальди (пример 170). Бассани, вне
сомнений, обнаруживает в своих сонатах зрелость болонской школы. Отличный
органист, капельмейстер, он наследовал лучшие традиции полифонического
мастерства. Вместе с тем Бассани создавал оперы, кантаты, оратории, а следовательно,
весь мир образов из сферы синтетического (со словом, со сценическим действием)
искусства был ему органически близок.
Болонская
инструментальная школа складывалась и созревала почти параллельно
неаполитанской оперной школе. Процесс начинающейся типизации музыкальных
образов вместе с тенденцией к определению характерного их круга в итальянской
музыке не только захватил к началу XVIII
века вокальные жанры (более всего оперу), но по-своему проявился и в
инструментальных. Именно формирование цикла сонаты как крупного, внутренне
контрастного и все же цельного объединения нескольких частей оказалось
теснейшим образом связано с этим процессом, как своеобразное выражение
его. Драматургия сонатного цикла, не повторяющего сюиту (хотя и связанная с ней
отдельными компонентами), не диктуемая какой-либо программой (хотя и допускающая
ее в ряде случаев), складывалась уже по иным закономерностям — в сравнении с
многочастной канцоной, не знавшей ни подобных образных контрастов, ни
завершенности частей, ни подобных принципов их объединения в цикл.
Предыдущая Следующая