Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Это
означает, что Корелли общался с большим кругом знатоков искусства,
просвещенных любителей его и выдающихся музыкантов своего времени. Богатый и
блестящий меценат, увлеченный искусством, Оттобони устраивал у себя исполнение
ораторий, концерты-«академии», посещавшиеся многочисленным обществом. В его
доме бывали молодой Гендель, Алессандро Скарлатти и его сын Доменико, многие
другие итальянские и зарубежные музыканты, художники, поэты, ученые. Первый
сборник трио-сонат Корелли посвящен Христине Шведской, королеве без престола,
жившей в Риме. Это позволяет предположить, что и в музыкальных празднествах,
устраиваемых в занимаемом ею дворце или под ее эгидой, Корелли принимал то или
иное участие.
В
отличие от большинства итальянских музыкантов своего времени Корелли не писал
опер (хотя и был связан с оперным театром) и вокальных сочинений для церкви. Он
был полностью погружен как композитор-исполнитель только в инструментальную
музыку и немногие ее жанры, связанные с ведущим участием скрипки. В 1700 году
был опубликован сборник его сонат для скрипки с сопровождением. С 1710 года
Корелли перестал выступать в концертах, два года спустя перебрался из дворца
Оттобони в собственную квартиру.
В
течение многих лет Корелли занимался с учениками. К числу его воспитанников принадлежат
композиторы-исполнители Пьетро Локателли, Франческо Джеминиани, Дж. Б. Сомис. В
остальном подробности жизни его мало известны. После него осталась большая
коллекция произведений живописи, среди которых были картины итальянских
мастеров, пейзажи Пуссена и одна картина Брейгеля, весьма ценимая композитором
и упомянутая в его завещании. Скончался Корелли в Риме 8 января 1713 года. 12
его концертов (concerti grossi) вышли в свет уже посмертно, в
1714 году.
557
Творческое
наследие Корелли по тому времени не столь уж велико: 48 трио-сонат (в
упомянутых четырех сборниках, ор. 1—4), 12 сонат для скрипки с сопровождением
ор. 5 и 12 «больших концертов» (concerti grossi) op. 6. Современные Корелли итальянские композиторы, как
правило, были гораздо более плодовиты, создавали многие десятки опер, сотни
кантат, не говоря уже об огромном количестве инструментальных произведений (у
Вивальди, например, одних концертов 465). Судя по самой музыке Корелли, вряд
ли творческая работа давалась ему трудно. Будучи, по-видимому, глубоко
сосредоточен на ней, не разбрасываясь в стороны, он тщательно продумывал все
свои замысли и совсем не торопился с опубликованием уже готовых сочинений. Нет
сомнений в том, что от трио-сонат, изданных в 1681 году, до сольных сонат,
вышедших в 1700, и concerti grossi, опубликованных
после смерти композитора, им был пройден немалый путь. Тем не менее следов
явной незрелости в его ранних сочинениях мы не ощущаем, как не усматриваем и
признаков творческой стабилизации в поздних вещах. Вполне возможно, что
опубликованное в 1681 году было создано на протяжении ряда предыдущих лет, а
концерты, изданные в 1714 году, начаты задолго до кончины композитора.
Предыдущая Следующая