Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Для
современников Корелли его имя было связано с болонской школой, хотя он покинул
Болонью еще совсем юным. Преемственность между молодым композитором и
болонскими мастерами представляется бесспорной. Но дальше, находясь в Риме,
приобретая большой опыт музыкальной деятельности, знакомясь со многими
сочинениями итальянских и зарубежных композиторов, Корелли уже шел своим путем.
Только через 10 лет он впервые решился опубликовать свои произведения. В целом
творческий путь Корелли, если и соприкасается в известной степени с направлением
его болонских современников, то все же не вполне совпадает с ним. Корелли
оказывается в итоге более целеустремленным, чем болонцы, более
последовательным в разработке наследия XVII века; он более широко и свободно развивает его традиции
— и вместе с тем приходит к более «ровным», более гармоничным творческим
достижениям в своей области. Именно такой путь не мог быть быстрым и
безотчетным: никто не знает, сколько творческих опытов возникало на этом пути —
и сколько их отвергал у себя Корелли, не будучи удовлетворен ими.
Между
трио-сонатами, сольными сонатами и концертами у Корелли есть и много общего в
понимании композиции целого, хотя, разумеется, требования к
выразительно-техническим возможностям скрипки не могут в известной мере не
отличаться в каждом случае. Продвигаясь от болонцев вперед, композитор исходил
сначала главным образом от трио-сонат. На материале 48 произведений для
камерного ансамбля он, видимо, вырабатывал свое понимание сонатного и сюитного
циклов. В трио-сонате у Корелли, в тех исторических условиях, было больше
возможностей развивать, в частности, полифонические традиции
558
XVII века (в то же время не отказываясь и от традиционных
танцев сюиты). В четырех сборниках 1681 — 1694 годов содержатся и «церковные»,
и «камерные» сонаты: в первом и третьем «XII Sonate da chiese a trè», во втором и четвертом «XII Sonate da camera a trè». Соответственно в первых случаях к двум
скрипкам присоединяется орган, во вторых — клавесин.
Построение
цикла в сонатах Корелли до некоторой степени подвижно, хотя основной принцип
композиции достаточно ясен. Обычно в сонатах чередуются четыре части с
медленным вступлением вначале (Grave),
полифоническим Allegro или Vivace, гомофонным Lagro или
Adagio и быстрым финалом, по преимуществу моторным,
динамическим (порой в движении жиги), хотя и несколько полифонизированным. В этих
общих рамках возможны различные гибкие варианты. Например, вступительная часть
в свою очередь может содержать два раздела (Grave — Andante) или
между медленным вступлением и быстрой фугированной частью возникает еще одна
небольшая умеренно быстрая часть, к тому же тематически свободно связанная со
следующей (в сонате ор.1 № 10); наряду с лирическими, кантиленными медленными
частями (Largo) в середине цикла
встречаются более подвижные, легкие Adagio и
т. д.
Предыдущая Следующая