Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
«камерных сонатах» или сюитах композитор более свободно подходит к структуре
цикла, хотя и здесь у него ощутимы определенные рамки, в которых допускается
эта относительная свобода. Непроходимой грани между сонатой и сюитой у Корелли
нет. В сонате возможна жига в качестве финала, возможны признаки сарабанды в
медленной части. В сюите вступительная прелюдия (Grave, Largo, Adagio) «по-сонатному» серьезна и основательна, сарабанда
глубоко лирична, между танцами встречаются выразительные, даже драматичные Adagio, короткие, как бы «соединительные» Grave. Кроме всего прочего композитор стремится к
компактности цикла и в сюите, стремясь нанизывать в его составе не более
четырех частей. Что касается отбора танцев и их расположения, то Корелли
допускает различные варианты, но, как правило, соблюдает принцип медленного,
веского начала и динамичного заключения цикла при контрастах между соседними
его частями. В конечном счете это сближает сюиту с сонатой.
Сопоставим
несколько сюитных циклов из сборника 1694 года:
Preludio (Largo) — Куранта — Adagio — Аллеманда.
Preludio (Grave) — Аллеманда — Grave (5
тактов) — Куранта.
Preludio (Largo) — Куранта — Сарабанда — В темпе гавота.
Preludio (Grave) — Куранта — Adagio —
Жига.
В
трио-сонатах Корелли постепенно определяется образный смысл каждой части цикла,
хотя композитор еще не вполне порывает с несколько отвлеченным тематизмом в
духе старых традиций. Но все же у него проступает тенденция к торжествен-
559
ному,
величавому или патетическому Grave (Largo), к лирической, сосредоточенной или идиллической
медленной части, к живому, динамичному или бурному финалу. Первая из быстрых
частей цикла выделяется особым замыслом как самая разработочная, действенная
его часть. Она обычно полифонична, а ее тематизм порою уже классичен, как
тематизм фуги. Не случайно Бах заимствовал из трио-сонаты Корелли h-moll две
короткие темы Vivace для одной из своих органных
фуг (BWV 579). Баха привлекли эти яркие и простые темы вместе,
и он тоже не разделял их, понимая, что обе они — широкий скачок и постепенное
«семенящее» восхождение — создают ядро единого образа, словно отвечая одна
другой. Что касается остальных частей сонатного цикла у Корелли, то они
постепенно как бы выравниваются в своем гомофонном складе, хотя местами
полифонические черты голосоведения все-таки дают себя знать.
Предыдущая Следующая