Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Характерность
каждой из частей цикла нередко выделена у Корелли использованием типического
тематизма, как это намечалось и у болонцев. Здесь порой возникают ассоциации с
определенными тогда типами оперных арий, как и с определенными танцевальными
движениями. Стремясь к характерности и конкретности частей в цикле, к их
внутренней цельности, к возможному многообразию цикла, Корелли всецело
подчиняет этим художественным целям развитие скрипичного письма, которым
он владел в совершенстве как композитор-исполнитель. Блестящей, чисто
скрипичной виртуозности быстрых частей (одной в фугированной первой, другой в
финале) он противопоставляет прекрасную — тоже чисто скрипичную — кантилену
медленных частей цикла. Однако, подчеркивая контрасты, композитор всегда стремится
к уравновешенности целого в любом цикле, к пропорциональности его частей,
компактности композиции без длиннот, объединяет ее скрипичным стилем как
таковым, утверждает господство гомофонии при выделении одной явно фугированной
части. В итоге у Корелли утверждается сам эстетический принцип старинной сонаты
как концертной музыки самостоятельного художественного (не прикладного, не
бытового, не обязательно программного) значения. Сошлемся на ту же трио-сонату h-moll, которая
привлекла Баха тематизмом своей второй части. Ее медленное вступление, с
частыми динамическими сменами, и патетично, и созерцательно: это именно
торжественное вступление — подготовка к дальнейшему... За ним следует Vivace — самая значительная по масштабам и напряженности
развития часть цикла, выполняющая в старинной сонате функцию, в некоторой мере
аналогичную функции сонатного allegro в
симфониях и сонатах классиков. Красивая, плавная третья часть соединяет легкую
лиричность с танцевальным движением, быть может, даже с пасторальным оттенком.
Она не традиционна в своей выразительности, она следует новым вкусам своего
времени. Что же касается четвертой части, стремительного финала, то она
основана на ровном, сильном движении (скрипки
560
временами
концертируют), она оставляет впечатление простой и неукротимой энергии.
Предыдущая Следующая