Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
дальнейшем мы еще убедимся в том, как именно развивает Корелли свои творческие
принципы в других жанрах: в сольной сонате и в concerto grosso. По существу, они не стоят у него особняком. Он
подходит к ним исподволь, как бы изнутри камерного ансамбля, который был,
видимо, первичным в его творческой эволюции.
Начиная
с 1680-х годов творческий пример итальянских композиторов, представлявших новые
направления инструментальной музыки, так или иначе действует и на их современников
за пределами Италии. Пожалуй, ранее всего это сказалось в Англии, затем
отозвалось в творчестве ряда немецких мастеров и несколько позднее выступило во
Франции, где национальная традиция довольно Долго противостояла «итальянскому
вкусу». На первых порах Корелли еще не мог оказать какое-либо влияние в этом
смысле: ранний из двух сборников трио-сонат Пёрселла был издан в 1683 году,
когда в Англии едва ли был известен первый опус самого Корелли, только недавно
опубликованный (остальные сборники его произведений еще не появились на свет).
Пёрселл тогда знал, во всяком случае, трио-сонаты болонских композиторов.
Немецкие авторы произведений в новом жанре тоже, надо полагать, начали свое
знакомство с итальянской сонатой на болонских образцах и лишь затем воздали
должное Корелли. Во Франции Куперен, как уже говорилось, первым проявил
инициативу, обратившись к жанру трио-сонаты — в опоре именно на образцы
Корелли. Любопытно, что почти повсюду это освоение новых жанров началось, вслед
за Италией, с камерного ансамбля, с трио-сонаты, которая крепче, чем
сольная скрипичная соната или concerto grosso,
была связана с традициями XVII века, в
частности с полифоническими.
Среди
ранних творческих опытов в новом жанре за пределами Италии, вне сомнений, на
первом месте стоят двадцать две трио-сонаты Пёрселла, опубликованные в 1683 и
1697 годах. Быть может, никто другой из иностранных современников не был столь
верен примеру итальянцев — и никто при этом не проявил с первых же шагов столь
ощутимой авторской индивидуальности. Пёрселл быстро и в совершенстве усвоил
принципы композиции итальянской трио-сонаты как цикла контрастирующих частей с
характерными для каждой из них образностью, выразительными возможностями,
тематизмом и методами развития, а соответственно, и особенностями скрипичного
письма. Итальянские образцы всецело пришлись ему по душе, о чем он с полной
искренностью и достоинством сказал в предисловии к первому сборнику своих
трио-сонат. Композитор стремился к тому, чтобы его современники оценили
благородный итальянский вкус, как он проявился в новом музыкальном жанре,
«серьезность и торжественность» итальянской музыки, а также «величие и
изящество» мелодики.
Предыдущая Следующая