Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
561
Однако
Пёрселл вовсе не подражал итальянским мастерам. Трио-соната наилучшим образом отвечала
его собственным творческим устремлениям, позволяла воплотить в камерном
инструментальном цикле круг близких ему, его собственных музыкальных
образов. Он был полностью готов насытить ярким, индивидуальным тематизмом любую
из ее частей и найти впечатляющие образные контрасты внутри цикла. Его
творческой фантазии хватило бы в этом смысле на многие десятки сонат — и ничего
бы тематически не повторилось в них. Что касается методов развития внутри
каждой части, то Пёрселл, как мы знаем, превосходно владел полифоническим
мастерством, национальными его традициями, как и ясным гомофонным письмом
тонкой и изящной фактуры. Один из крупнейших мелодистов мира, он был
органически чуток к народным мелодико-ритмическим истокам, остро восприимчив к
проявлениям жанрово-танцевального начала. Иными словами, он как будто бы только
и ждал трио-сонаты, чтобы наиболее полно высказаться в соответствии со своей
индивидуальностью. У болонских композиторов он нашел и сразу принял идею цикла
из контрастных, более или менее замкнутых частей. Это действительно помогло ему
как бы завершить оформлением в инструментальной музыке все то, что в системе
его образов, в его музыкальном складе и методах развития созрело естественно
для художника и было уже неодолимо в других его сочинениях.
Если
б все обстояло иначе, Пёрселл в своем быстром творческом отклике, в первых
трио-сонатах всецело остался бы только эпигоном итальянских мастеров. Между тем
его произведения в этом жанре стоят в целом выше общего уровня трио-сонат
болонской школы. Это относится к их образности, к их тематизму, к их стилю
изложения, к общему облику каждого сочинения в отдельности. Пёрселл воплотил в
рамках сонат едва ли не все главное в мире своих образов, а мир этот, вне
сомнений, был более богат и своеобразен, чем у Витали, Торелли или Бассани.
Среди
трио-сонат Пёрселла нет сонат da camera. Если
танцевальные движения и встречаются в его циклах, то ни одна из частей не
является собственно танцем, не обозначена как аллеманда или сарабанда. Цикл
состоит чаще всего из четырех частей. При пяти частях в цикле одна из них
обычно бывает небольшой, переходного типа. В отличие от итальянских образцов
Пёрселл чаще пишет сонаты в миноре: их 16 из 22 (во втором сборнике 6 из 10).
Состав цикла достаточно устойчив, впрочем, с некоторыми вариантами. Необычна
для Пёрселла в этом смысле первая соната, g-moll: Maestoso — Vivace — Adagio — Presto — Largo. Медленный финал затем встретится у него еще только
раз в d-moll'ной сонате
из второго сборника (тоже Largo). Adagio в первой сонате невелико (12 тактов) и носит
переходный характер (G-dur— g-moll), непосредственно вливаясь в Presto. Необычно в этом цикле и то, что все его основные
части, кроме последней, так или иначе полифоничны, хотя и на аккордовой основе
(бла-
Предыдущая Следующая