Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
562
годаря
basso continuo на органе или клавесине). Имитационна и первая,
торжественная часть, имитационно и Vivace, с
его легкой, в народном духе скерцозной темкой, фугированно Presto на более плавную, традиционную для этого склада тему.
И лишь заключительное Largo — в духе
характерной для Пёрселла скованно-трагической сарабанды, с тяжело падающими
синкопами — выдержано в чисто аккордовом изложении.
Медленное
начало (Adagio, Maestoso, Grave) наиболее часто в трио-сонатах Пёрселла. Оно может
носить различный характер— торжественно-величавый, внутренне-динамичный, раздумчивый
и притом более или менее широкий. Но всегда это — вступление к главному,
как бы подготовка того, что последует дальше, и никогда не субъективное
высказывание с лирическим или драматическим оттенком. В ряде случаев медленное
вступление отсутствует и первая часть идет в умеренном (Moderato) или быстром (Allegro, Vivace) движении. Но тогда она менее весома в цикле, и центр
его тяжести намечается либо после нее, либо к концу произведения. В сонатах
Пёрселла центр тяжести всегда хорошо ощутим — это самая развитая полифоническая
часть крупного масштаба, которую композитор чаще всего называет канцоной (в 15
случаях из 22). В действительности же это не однотемная канцона, а выросшая из
нее фуга. Название только подчеркивает традиционно-полифоническое происхождение
главной части цикла 38. По общему характеру пёрселловские канцоны в
трио-сонатах очень многообразны: оживленные, подвижные, даже веселые чередуются
с более напряженными, драматичными, полифонически сложными. И тематизм их
отнюдь не однотипен: он может носить и жанрово-бытовой, и традиционно-органный
отпечаток, и более отвлеченный, и более драматизированный облик. Впрочем, одно
здесь не характерно: углубление в лирические чувства. В центре тяжести у Пёрселла
главное — движение, действие, активность развития. Лирика полностью относится
в сердцевину цикла, в его Largo, которое
становится истинным лирическим центром циклической композиции.
Никто
из современников Пёрселла не выделяет с такой яркостью и таким творческим
постоянством эту функцию средней медленной части в цикле трио-сонаты. Нередко Largo идет в движении сарабанды, колоннами аккордов, на 3/2
и тогда обычно носит строгий, важный, сдержанно-драматический или даже трагический
характер в духе многих lamento y Пёрселла. Это ровное
движение половинными длительностями часто встречается и у болонских
композиторов в медленных частях сонат. Но у Пёрселла оно проникнуто большим
эмоциональным напряжением и связано с большим многообразием психологических
оттенков — от высокой экспрессии (в восьмой и девятой сонатах из второго
сборника) до строгой созерцательности или спокойного раздумья.
Предыдущая Следующая