Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
38 См.: Хрестоматия, № 14, 15.
563
Эта
образная сфера стоит всего ближе к сарабандам Генделя. Но у Пёрселла есть и
другие медленные части — более легкие, светлые, в духе менуэтов или грациозной,
быть может сказочной лирики.
За
единичными исключениями финалы в его трио-сонатах написаны в быстрых или очень
быстрых темпах (Allegro, Vivace, Presto). И хотя
они не отяжелены эмоционально, хотя в них господствуют образы динамичные и
тематизм более жанровый, чем в первой быстрой части цикла, Пёрселл и в этих
скромных рамках избегает какого-либо однообразия. Так, в финальном Allegro из второй сонаты после имитационного начала развертывается
живое общее движение на основе остро ритмизованной, с жанровым оттенком,
веселой темы. В четвертой сонате финал выдержан в духе той же диатонической
гаммообразной пассажности, что и две первые части цикла. Пятая соната
оригинальна тем, что центр ее тяжести перенесен в финал и состоит из вступительного
(к нему) Grave и быстрой полифонической
канцоны с драматизированным пятитактным заключением (Adagio). Легкий, динамичный тематизм господствует в финале
шестой сонаты. Интересна композиция цикла в девятой сонате, c-moll: имитационное
Adagio — аккордовое Largo — полифоническая канцона и (после «переходного»
краткого Adagio) финальное Allegro в движении сицилианы. В первой и второй сонатах из
второго сборника финалы достаточно полифоничны, в седьмой сонате финал идет
скорее в духе легкого менуэта, а завершается коротким Grave. Словом, финалы так же индивидуальны, как индивидуален
замысел каждой сонаты в целом. В принципе и композиция цикла, и функции частей
в нем вполне определились у Пёрселла, однако в этих рамках всякий раз возникают
новые индивидуальные решения, как это мы наблюдали и в других жанрах его
творчества.
Шестая
соната во втором сборнике Пёрселла в действительности является большой чаконой
в g-moll. Короткая
диатоническая тема в басу, движущаяся по ступеням в пределах сексты, ложится в
основу композиции, очень развернутой, с нарастаниями динамики в процессе
формообразования, очень органичной для Пёрселла, как уже отмечалось в связи с
его творчеством.
Предыдущая Следующая